В октябре 2008 г. ООО приобрело имущество, бывшее ранее в употреблении. Цены на указанное имущество по договору купли-продажи были установлены на основании заключения независимого оценщика с учетом фактического износа и рыночной стоимости. В результате ООО приобрело производственное оборудование, сооружения, коммуникации, объекты недвижимости и транспортные средства, стоимость отдельных единиц которых не превышала 20 000 руб. Кроме того, большая часть указанного имущества была полностью самортизирована у предыдущего собственника

Согласно ПБУ 6/01 активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 указанного Положения, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.

В налоговом учете "стоимостный" критерий также является основным для отнесения объекта к амортизируемому имуществу.

В учетной политике ООО указанный лимит для целей бухгалтерского и налогового учета установлен в размере 20 000 руб.

То есть в данной ситуации получается, что согласно требованиям ведения бухгалтерского и налогового учета часть приобретенного имущества отражается в составе основных средств, а другая часть в виде производственного оборудования, сооружений, коммуникаций, объектов недвижимости и транспортных средств стоимостью менее 20 000 руб. должна быть учтена в составе МПЗ и единовременно списана на затраты.

Однако, в связи с тем что приобретенное имущество было в употреблении и имеет высокий уровень износа, требуется его дальнейшая реконструкция и модернизация.

Каким образом ООО должно учесть для целей налога на прибыль указанные объекты и расходы на их реконструкцию, модернизацию и капремонт?

Есть ли у ООО основания, несмотря на "стоимостный" критерий, учитывать данное производственное оборудование и транспортные средства стоимостью менее 20 000 руб. в составе основных средств, дабы сохранить экономическую сущность указанных объектов и единообразие учета объектов, относящихся к одному виду имущества?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 25 марта 2010 г. N 03-03-06/1/173

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогового учета затрат на выполнение модернизации основного средства для целей налогообложения прибыли и сообщает следующее.

Пунктом 1 ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб.

Расходы на приобретение основных средств первоначальной стоимостью менее 20 000 руб. учитываются для целей налогообложения прибыли в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

В соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

Учитывая изложенное, расходы на модернизацию основных средств первоначальной стоимостью менее 20 000 руб., стоимость которых списана для целей налогообложения единовременно в составе материальных расходов, также подлежат включению в состав текущих расходов налогового (отчетного) периода. Экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы на модернизацию (реконструкцию, техническое перевооружение) такого имущества, по нашему мнению, могут быть в полном объеме учтены для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

25.03.2010