При приобретении организацией основного средства в порядке импорта стоимостью 200 евро 30.11.2009 была сделана предоплата в размере 100 евро по курсу 45 руб/евро, рублевый эквивалент составляет 4500 руб

На 31.12.2009 в бухгалтерском учете вышеуказанный аванс учитывался в рублевом эквиваленте по курсу Банка России на 30.11.2009 в размере 4500 руб. А в налоговом учете - в рублевом эквиваленте по курсу Банка России (43 руб/евро) на дату переоценки на конец отчетного периода (31.12.2009) в размере 4300 руб.

На дату перехода права собственности на приобретаемое основное средство (15.01.2010) в соответствии с п. 11 ст. 250, пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ, п. п. 16, 21 ст. 2, п. 1 ст. 17 Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" сформирована оценка основного средства в рублевом эквиваленте в целях налогового учета - 8700 руб.:

100 евро x 45 руб. = 4500,00 руб. (по курсу на дату перечисления аванса);

100 евро x 42 руб. = 4200,00 руб. (по курсу на дату перехода права собственности на приобретаемое основное средство - 42 руб/евро).

Следует ли сделать переоценку авансовых платежей на 01.01.2010 в соответствии с курсом на даты перечисления сумм авансов, так как в налоговом учете они отражены по курсу переоценки на 31.12.2009?

Можно ли учесть возникшую курсовую разницу как расходы (доходы) в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 25 марта 2010 г. N 03-03-06/1/175

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу, относящемуся к своей компетенции, сообщает следующее.

Федеральным законом от 25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 01.01.2010, внесены изменения в п. 11 ст. 250 и пп. 5 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), касающиеся отмены переоценки полученных и выданных авансов, выраженных в иностранной валюте.

Так, на основании п. 11 ст. 250 и пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ в составе доходов (расходов) налогоплательщиков для целей налогообложения прибыли организаций учитываются положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникающие от переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов, выданных (полученных) в том числе по валютным счетам в банках), проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации.

До 1 января 2010 г. полученные авансы переоценивались на конец каждого отчетного периода, а образовавшаяся в результате такой переоценки положительная (отрицательная) курсовая разница учитывалась в составе внереализационных доходов (расходов) налогоплательщика.

С вступлением в силу новой редакции п. 11 ст. 250 и пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ полученные авансы не переоцениваются. При этом стоимость имущества, оплаченного в иностранной валюте путем предварительной оплаты, может определяться по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на дату перечисления аванса, в части, приходящейся на предварительную оплату.

Следует обратить внимание на то, что при применении в целях гл. 25 НК РФ метода начисления авансы (как выданные, так и полученные), в соответствии с п. 1 ст. 271 и п. 1 ст. 272 НК РФ, в налоговой базе не учитываются.

При этом курсовые разницы, учтенные в целях налогообложения прибыли в 2009 г., возникшие от переоценки авансов, полученных или выданных в 2009 г., тогда как дата признания доходов (расходов) по соответствующим договорам приходится на 2010 г., в налоговом учете 2009 г. не восстанавливаются.

Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

25.03.2010