Организации на праве собственности принадлежит здание, находящееся на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, имеющем межевание и прошедшем кадастровый учет. Право собственности в установленном порядке зарегистрировано на организацию. Здание находится в ветхом состоянии (в некоторых местах разрушены межкомнатные стены и куски межэтажных потолков). Организация в установленном порядке обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Вправе ли орган местного самоуправления отказать в удовлетворении заявления организации, сославшись на ветхость расположенного на нем здания?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.

Пунктом 5 ст. 36 ЗК РФ определено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

В силу п. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Следует отметить, что ни ст. 36 ЗК РФ, ни иные статьи ЗК РФ не содержат положений, устанавливающих, что приватизация земли зависит от состояния здания, строения, сооружения.

Положения ЗК РФ не предоставляют уполномоченному органу право отказать в удовлетворении заявления, указанного в п. 5 ст. 36 ЗК РФ, со ссылкой на ветхость находящегося на земельном участке здания, строения, сооружения.

Таким образом, по нашему мнению, у органа местного самоуправления отсутствуют основания для отказа в удовлетворении заявления организации по причине ветхости здания.

Следует дополнительно отметить, что п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса РФ предусматривается, что право собственности прекращается при гибели или уничтожении имущества. Однако согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, и в рассматриваемой ситуации право собственности организации на здание в установленном порядке зарегистрировано на организацию.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

24.03.2010