Организация осуществила в 2010 г. поставку товаров по контракту, заключенному с учреждением, являющимся уполномоченным представителем получателя безвозмездной помощи. Какими документами ей следует подтверждать право на освобождение указанной операции от обложения НДС?

Ответ: Объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. В целях гл. 21 Налогового кодекса РФ передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг). Об этом говорится в пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ.

Согласно пп. 19 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению (освобождается от обложения) НДС реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) РФ в соответствии с Федеральным законом от 04.05.1999 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации".

Федеральным законом от 17.12.2009 N 318-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость" (далее - Закон N 318-ФЗ), вступившим в силу с 22 декабря 2009 г., абз. 5 и 6 пп. 19 п. 2 ст. 149 НК РФ были признаны утратившими силу. Положения данного подпункта (в ред. Закона N 318-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2010 г. (п. 5 ст. 4 Закона N 318-ФЗ).

С учетом изменений, внесенных Законом N 318-ФЗ, документами, подтверждающими реализацию товаров (работ, услуг) в соответствии с пп. 19 п. 2 ст. 149 НК РФ, являются:

- контракт (копия контракта) налогоплательщика с донором (уполномоченной донором организацией) безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи (содействия) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) РФ. В случае если получателем безвозмездной помощи (содействия) является федеральный орган исполнительной власти РФ, в налоговый орган представляется контракт (копия контракта) с уполномоченной этим федеральным органом исполнительной власти РФ организацией;

- удостоверение (нотариально заверенная копия удостоверения), выданное в установленном порядке и подтверждающее принадлежность поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) к гуманитарной или технической помощи (содействию).

Порядок регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), утвержден Постановлением Правительства РФ от 17.09.1999 N 1046.

Таким образом, с 1 января 2010 г. перечень документов, подтверждающих освобождение от обложения НДС операций по реализации товаров (работ, услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи, сокращен. С указанной даты представления выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке за такие товары, не требуется.

До 1 января 2010 г. при отсутствии выписки банка освобождение от обложения НДС в соответствии с пп. 19 п. 2 ст. 149 НК РФ не предоставлялось. При этом налогоплательщик был обязан уплатить суммы НДС за счет собственных средств, которые при представлении необходимых документов вычету не подлежали. Аналогичные Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением законодательства по налогу на добавленную стоимость при осуществлении операций, предусмотренных пунктом 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, приведены в Письме ФНС России от 11.10.2006 N ШТ-6-03/996@.

По данному вопросу арбитражные суды вставали на сторону налогоплательщика. Они считали, что у налогоплательщика есть право на применение указанной льготы при непредставлении полного комплекта документов на момент определения налоговой базы по НДС. Такая позиция изложена:

- ВАС РФ в Определении от 01.07.2008 N 8400/08;

- ФАС Центрального округа в Постановлении от 21.12.2007 N А64-1137/07-19;

- ФАС Северо-Западного округа в Постановлениях от 18.08.2008 N А42-3909/2007 и от 29.05.2008 N А42-6007/2007;

- ФАС Уральского округа в Постановлении от 18.07.2007 N Ф09-5482/07-С2.

С вступлением в силу изменений, внесенных Законом N 318-ФЗ в пп. 19 п. 2 ст. 149 НК РФ, оснований для споров по указанному вопросу больше не будет.

Т. И.Сивошенкова

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

23.03.2010