Организация А заключила договор добровольного медицинского страхования своих работников. Однако несколько работников пожаловались на лечение в стоматологической клинике (в частности, одному из них в ходе установки пломбы сломали соседний зуб, второму ввели анестетик, на который у него аллергия, хотя он предупреждал об этом стоматолога)

Предусмотрена ли законодательными актами в данном случае гражданско-правовая ответственность:

1) организации А перед работниками;

2) страховой компании перед страхователем (организацией А) и (или) застрахованными лицами (работниками организации А);

3) клиники перед организацией А и (или) пациентами - работниками организации А?

Ответ: В ситуации, когда организация А заключила договор добровольного медицинского страхования своих работников, однако несколько работников пожаловались на лечение в стоматологической клинике:

1) гражданско-правовая ответственность организации А перед работниками законом не предусмотрена;

2) гражданско-правовая ответственность страховой компании перед организацией А, а также страховой компании перед застрахованными лицами - работниками организации А законом не предусмотрена;

3) гражданско-правовая ответственность клиники перед организацией А законом не предусмотрена.

Клиника несет гражданско-правовую ответственность перед пациентами - работниками организации А. Такая ответственность установлена Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1).

Обоснование: 1. Между организацией А и работником заключается трудовой договор и устанавливаются трудовые отношения, которые регулируются трудовым законодательством.

Трудовой кодекс РФ не содержит норм по вопросам заключения работодателем договора добровольного медицинского страхования (далее - ДМС). Согласно ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, в частности, о видах и об условиях дополнительного страхования работника. Такие условия не должны ухудшать положение работника по сравнению с положением, установленным трудовым законодательством, а также коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Таким образом, заключение договора добровольного медицинского страхования работников и выдача им полисов ДМС являются правом, а не обязанностью работодателя и осуществляются на его усмотрение.

Организация А от своего имени заключает со страховой компанией договор страхования в пользу работника, согласует его условия, уплачивает страховой компании денежные средства. Эти отношения регулируются гражданским законодательством. Работнику лишь предоставляется право пользоваться конкретными медицинскими услугами в определенных медицинских клиниках, которые оплатила организация А.

2. Договор добровольного медицинского страхования заключается организацией А и страховой компанией в пользу третьих лиц - работников организации А на основании норм ГК РФ и Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации". В силу п. 3 ст. 3 этого Закона добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования. Правила определяют общие условия и порядок осуществления страхования, принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с ГК РФ и этим Законом.

Законом РФ N 4015-1 не предусмотрено, что в случае некачественного оказания клиникой услуг у страховой компании возникает ответственность перед организацией А, а также перед застрахованными лицами - работниками организации А.

3. Для рассматриваемого случая законодательство также не предусматривает возникновения ответственности клиники перед организацией А.

В то же время в рассматриваемом случае возникает ответственность клиники перед пациентами, которым оказаны некачественные медицинские услуги (сломан соседний зуб в ходе установки пломбы, введен анестетик, на который у пациента аллергия, хотя он предупреждал об этом стоматолога).

Гражданско-правовая ответственность клиники перед пациентом предусмотрена ГК РФ, Законами N N 323-ФЗ, 2300-1.

Так, клиника несет перед работниками организации А имущественную ответственность за вред, причиненный их здоровью вследствие ненадлежащего качества услуги (ч. 1 ст. 1095 ГК РФ, ст. 14 Закона N 2300-1, ст. 98 Закона N 323-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 14 Закона N 2300-1 вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, должен возместить исполнитель. Право требовать возмещения такого вреда имеет любой потерпевший независимо от того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем или нет. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или других недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме (п. п. 1, 2, 4 ст. 14 Закона N 2300-1).

В данном случае под вредом следует понимать вред, причиненный здоровью работников организации А в стоматологической клинике путем оказания услуг ненадлежащего качества, который выражается в том, что одному работнику в ходе установки пломбы сломали соседний зуб, другому ввели анестетик, в результате чего у него развилась аллергическая реакция, хотя он предупреждал об аллергии стоматолога.

Кроме того, работники имеют право на компенсацию морального вреда (ст. 15 Закона N 2300-1, ст. 151 ГК РФ).

Также при обнаружении недостатков выполненных работ (оказанных услуг) работники организации А вправе предъявить к клинике требования, предусмотренные в ст. 29 Закона N 2300-1. Так, по общему правилу потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, соответствующего уменьшения цены услуги, повторного выполнения работы, возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами (п. 1 ст. 29 Закона N 2300-1).

Е. В.Антонова

Группа компаний

"Аналитический Центр"

С. В.Соболева

Группа компаний

"Аналитический Центр"

13.01.2014