Вправе ли организация, применяющая УСН (объект налогообложения - "доходы минус расходы"), учесть в составе расходов при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, затраты на оплату консультационных услуг, оказываемых аудиторской организацией?

Ответ: Налогоплательщик, применяющий УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", уменьшает полученные доходы на указанные в п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ расходы. Так, в соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы, в частности, на расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги.

Предусмотренный указанной нормой перечень расходов является исчерпывающим и расходы на консультационные услуги, как, например, для плательщиков налога на прибыль организаций (пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ), в него не включены.

В рассматриваемой ситуации консультационные услуги оказывает аудиторская организация. Расходы на аудиторские услуги прямо предусмотрены пп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. В связи с этим возникает вопрос, относятся ли консультационные услуги, оказываемые аудиторскими организациями, к аудиторским услугам.

Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в РФ определяет Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ), вступивший в силу с 1 января 2009 г. (ч. 1 ст. 26 Закона N 307-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 307-ФЗ под аудиторской деятельностью (аудиторскими услугами) понимается деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Согласно ч. 3 названной статьи аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Что же касается сопутствующих аудиту услуг, то их перечень устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности (ч. 4 ст. 1 Закона N 307-ФЗ). Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (далее - Правила (стандарты)).

В соответствии с п. 4 Правила (стандарта) N 24 "Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами" аудит и сопутствующие аудиту услуги должны быть четко разграничены. К сопутствующим аудиту услугам, оказание которых регулируется федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, относятся:

выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации (федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 30);

компиляция финансовой информации (федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 31);

обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности (федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 33).

Кроме того, законом установлено, что аудиторские организации наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности: бухгалтерское, налоговое, управленческое консультирование, юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам (п. п. 1, 2, 4, 5 ч. 7 ст. 1 Закона N 307-ФЗ).

Однако прочие услуги, связанные с аудиторской деятельностью, не являются аудиторскими в смысле Закона N 307-ФЗ. На данный факт, в частности, обратил внимание Минфин России в п. 1 раздела "Аудит и аудиторская деятельность" Информационного сообщения "Для пользователей аудиторских услуг в связи с вступлением в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", а также в п. 3 Информационного сообщения от 28.01.2010 "Для пользователей аудиторских услуг". При этом, как разъяснил Минфин России, приведенный в п. п. 1 - 10 ч. 7 ст. 1 Закона N 307-ФЗ перечень услуг, которые аудиторские организации, индивидуальные аудиторы могут оказывать наряду с аудиторскими услугами, не является исчерпывающим.

Заметим, что действовавший до 1 января 2009 г. закон об аудите относил консультационные услуги к сопутствующим аудиту услугам (п. 6 ст. 1 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности"). Исходя из этого в п. 6 Правила (стандарта) N 24 было указано, что данное федеральное правило (стандарт) не применяется к другим видам сопутствующих аудиту услуг, предоставляемых аудиторами, а именно: к услугам по налоговому консультированию, автоматизации бухгалтерского учета и внедрению информационных технологий, оценке стоимости имущества, оценке предприятий как имущественных комплексов, оценке предпринимательских рисков, проведению маркетинговых исследований, обучению специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью, проведению научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространению их результатов, постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета, составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерскому консультированию, анализу финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическому и финансовому консультированию, управленческому консультированию, правовому консультированию, представительству в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам, разработке и анализу инвестиционных проектов, а также составлению бизнес-планов.

Таким образом, несмотря на то, что консультационные услуги оказаны аудиторской организацией, они не являются аудиторской услугой. Следовательно, учесть в составе расходов при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, затраты на оплату таких услуг организация, применяющая УСН, по нашему мнению, не сможет.

С. А.Скобелева

Консалтинговая группа "Аюдар"

22.03.2010