Под грифом "Секретно"

(Иванова М., Ивлиев Д.)

("ЭЖ-Юрист", N 33, 2004)

Текст документа

ПОД ГРИФОМ "СЕКРЕТНО"

М. ИВАНОВА, Д. ИВЛИЕВ

Мария Иванова, юрист.

Дмитрий Ивлиев, старший эксперт Департамента по законодательству ТПП РФ.

Итак, коммерческая тайна обрела свой закон: 29 июля Президент РФ подписал Федеральный закон "О коммерческой тайне" (далее - Закон). Несмотря на определенные недостатки, Закон можно оценить как достаточно успешный и своевременный, поскольку он направлен в первую очередь на обеспечение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности на рынке, в частности посредством регулирования вопросов передачи коммерческой тайны, создания условий для охраны коммерческой тайны органами государственной власти, защиты интересов обладателя, если информация становится известной третьим лицам в результате случайной ошибки. В то же время Закон защищает наемного работника, предусматривая перечень взаимных прав и обязанностей работника и работодателя.

К достоинствам Закона можно отнести достаточно высокую степень проработанности понятийного аппарата, который среди прочего содержит понятие информации, составляющей коммерческую тайну, разглашения такой информации, режима коммерческой тайны. Следует отметить, что понятие ноу-хау включено в понятие информации, составляющей коммерческую тайну.

Закон содержит четкое определение правового положения обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, то есть "лица, которое владеет такой информацией на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны" (далее - обладатель).

Обладатель самостоятельно определяет перечень и состав информации, составляющей коммерческую тайну. Он также вправе использовать информацию для собственных нужд, изменять и отменять режим коммерческой тайны, вводить информацию в гражданский оборот. Исключения в отношении сведений, которые не могут быть отнесены к коммерческой тайне, содержит ст. 5 Закона. Так, не являются коммерческой тайной учредительные документы, сведения о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, о численности работников, системе оплаты труда, о задолженности работодателей по выплате заработной платы и иным социальным выплатам, о нарушениях законодательства Российской Федерации, об условиях приватизационных конкурсов или аукционов, о размере имущества и доходов некоммерческих организаций и пр. (в целом - 10 видов исключений). Данный перечень не является закрытым, поскольку в отношении иных подлежащих раскрытию сведений Закон отсылает к иным федеральным законам, что предполагает возможность дальнейшего расширения перечня.

В связи с принятием Закона предусмотрено внесение поправок в ст. 139 ГК, устанавливающую, что сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются Законом и иными правовыми актами.

Правовой режим

Установление режима коммерческой тайны заключается в совершении обладателем следующих действий: определении перечня и порядка доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, учете лиц, получивших доступ к информации, заключении соответствующих трудовых договоров с работниками или гражданско-правовых договоров с контрагентами, нанесении на материальные носители грифа "Коммерческая тайна". При этом, если такой гриф был нанесен до вступления Закона в силу, он сохраняет свое действие, при условии, что обладатель примет остальные предусмотренные в Законе меры.

Закон устанавливает ответственность за невыполнение законных требований органов государственной власти и органов местного самоуправления о предоставлении им информации, составляющей коммерческую тайну, также отсылая к законодательству РФ.

В Законе разграничено регулирование режима коммерческой тайны в рамках трудовых и гражданско-правовых отношений. Возможность включения в трудовой договор условия о неразглашении коммерческой тайны предусмотрена ст. 57 Трудового кодекса. Закон устанавливает обязанности работодателя и работника, связанные с охраной коммерческой тайны. Так, впредь работник обязан хранить коммерческую тайну и после прекращения трудового договора. Для этого необходимо заключение дополнительного соглашения с указанием срока, в течение которого работник обязуется не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну. Несмотря на то что Закон устанавливает также трехлетний срок охраны работником коммерческой тайны в случае отсутствия соглашения, заключение такого соглашения представляется целесообразным для облегчения доказывания работодателем факта разглашения работником коммерческой тайны.

Работодатель, в свою очередь, должен ознакомить тех работников, которые допускаются к информации, составляющей коммерческую тайну, под расписку с перечнем данной информации, остальных работников - под расписку ознакомить с установленным режимом коммерческой тайны и обеспечить условия для его соблюдения. При этом Закон устанавливает право работника "обжаловать в судебном порядке незаконное установление режима коммерческой тайны в отношении информации, к которой он получил доступ в связи с исполнением им трудовых обязанностей". Поскольку в Законе отсутствует конкретизация понятия "незаконное установление" режима коммерческой тайны, сама возможность обжалования такого установления работником представляется достаточно сложно реализуемой на практике.

Что касается регулирования охраны коммерческой тайны в рамках гражданско-правовых отношений, то следует отметить закрепленную Законом необходимость определения в договоре условий такой охраны, обязанность контрагента незамедлительно информировать обладателя о ставших ему известными разглашении, угрозе разглашения или незаконном использовании коммерческой тайны, установление ответственности обладателя перед контрагентом, которая выражается в следующем: во-первых, обладатель не вправе разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, во-вторых, он не может в одностороннем порядке прекращать ее охрану до окончания срока действия договора, если иное не предусмотрено самим договором. В случае заключения государственного контракта на выполнение НИОКР в нем должен быть определен объем сведений, составляющих коммерческую тайну, а также решены вопросы установления режима коммерческой тайны.

Ответственность за разглашение

В соответствии со ст. 14 Закона его нарушение влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В дополнение Закон содержит отдельные положения касательно ответственности в рамках трудовых и гражданско-правовых отношений.

Название документа