1. Здравпункт, организованный на территории организации, является структурным подразделением городской клинической больницы. При этом данное структурное подразделение муниципального лечебного учреждения, не имея своей материальной базы, размещается в помещении, предоставленном организацией, и использует при осуществлении своей деятельности медицинский инвентарь и медикаменты, также предоставляемые организацией. Кроме того, организация несет затраты, связанные с оплатой услуг автотранспортного предприятия по технической эксплуатации специальных автомобилей "Скорая помощь" и управлению ими
Вправе ли организация относить на расходы в целях исчисления налога на прибыль затраты на содержание здравпункта, не являющегося структурным подразделением организации, а также затраты, связанные с оплатой услуг автотранспортного предприятия по технической эксплуатации автомобилей "Скорая помощь" и управлению ими?
2. Территориальным управлением МЧС России было предложено организации заключить договор на выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности на условиях предоставления во временное пользование договорному подразделению Федеральной противопожарной службы (далее - ФПС) имущества организации, необходимого для осуществления пожарной безопасности, а именно зданий, пожарной техники, автотранспорта и т. п., с отнесением всех расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией данного имущества, на счет организации.
При этом предполагается, что стоимость работ и услуг договорного подразделения ФПС должна покрывать только затраты на оплату труда и иные затраты, связанные с содержанием личного состава договорного подразделения ФПС России.
Вправе ли организация в целях исчисления налога на прибыль учитывать расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией зданий, пожарной техники, автотранспорта и другого имущества, передаваемого в пользование договорного подразделения ФПС?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 марта 2010 г. N 03-03-06/1/152
В связи с письмом Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
1. Как следует из письма, здравпункт, организованный на территории налогоплательщика, является структурным подразделением городской клинической больницы.
Согласно пп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.
При этом указанные расходы должны соответствовать положениям п. 1 ст. 252 Кодекса об обоснованности и документальном подтверждении.
Глава 25 Кодекса не содержит положений, позволяющих относить на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль расходы на содержание здравпунктов, являющихся структурными подразделениями других организаций.
2. Согласно пп. 6 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика и приобретение услуг пожарной охраны.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.
В Государственную противопожарную службу входит Федеральная противопожарная служба, которая включает в том числе подразделения Федеральной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе (договорные подразделения Федеральной противопожарной службы).
В соответствии со ст. 24 Федерального закона "О пожарной безопасности" работы и услуги в области пожарной безопасности, выполняемые и оказываемые договорными подразделениями Федеральной противопожарной службы, осуществляются на возмездной основе в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 989 утверждены Правила выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями Федеральной противопожарной службы, согласно которым выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями Федеральной противопожарной службы осуществляются на основе договоров, заключенных организациями с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
Таким образом, расходы на приобретение услуг пожарной охраны признаются организацией в целях налогообложения прибыли в размере, установленном договором на оказание услуг в области пожарной безопасности с договорными подразделениями федеральной противопожарной службы.
Однако налогоплательщик может нести дополнительные расходы в области пожарной безопасности, в том числе расходы на амортизацию и содержание пожарной спецтехники и зданий, находящихся в собственности организации, расходы на приобретение горюче-смазочных материалов.
При учете в целях налогообложения прибыли вышеуказанных расходов следует учитывать положения п. 1 ст. 252 Кодекса, согласно которым в целях гл. 25 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Как следует из ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом в целях обеспечения пожарной безопасности устанавливаются требования пожарной безопасности, которые представляют собой специальные условия социального и (или) технического характера.
Таким образом, налогоплательщик, несущий указанные дополнительные расходы, вызванные требованиями пожарной безопасности, вправе учесть их в целях налогообложения прибыли организаций при условии их обоснованности в общеустановленном порядке на основании соответствующих статей гл. 25 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
19.03.2010