При приобретении организацией основного средства в порядке импорта стоимостью 200 евро 30.11.2009 была сделана предоплата в размере 100 евро по курсу 45 руб/евро, рублевый эквивалент составляет 4500 руб
На 31.12.2009.
В бухгалтерском учете вышеуказанный аванс учитывался в рублевом эквиваленте по курсу Банка России на 30.11.2009 в размере 4500 руб. А в налоговом учете - в рублевом эквиваленте по курсу Банка России (43 руб/евро) на дату переоценки на конец отчетного периода (31.12.2009) в размере 4300 руб.
В данном случае на 31.12.2009 существуют две разные рублевые оценки сделанных предоплат для бухгалтерского и налогового учета.
На дату перехода права собственности на основное средство (15.01.2010) курс Банка России составляет 42 руб/евро.
Вправе ли организация в соответствии с п. 11 ст. 250, пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ, п. п. 16, 21 ст. 2, п. 1 ст. 17 Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" отразить в налоговом учете основное средство стоимостью 200 евро в рублевом эквиваленте, рассчитанном следующим образом:
- 100 евро x 45 руб. = 4500 руб. (курс Банка России на дату перечисления аванса);
- 100 евро x 42 руб. = 4200 руб. (курс Банка России на дату перехода права собственности на приобретаемое основное средство).
Итого 8700 руб.
Следует ли сделать переоценку авансовых платежей на 01.01.2010 в соответствии с курсом на даты перечисления сумм авансов?
Можно ли учесть возникшую курсовую разницу как расходы (доходы) в целях исчисления налога на прибыль?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 марта 2010 г. N 03-03-06/1/149
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке определения в налоговом учете стоимости имущества, оплата за которое производится в иностранной валюте в порядке предварительной и последующей оплаты, и сообщает следующее.
Федеральным законом от 25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 01.01.2010, внесены изменения в п. 11 ст. 250 и пп. 5 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), касающиеся отмены переоценки полученных и выданных авансов, выраженных в иностранной валюте.
Так, на основании п. 11 ст. 250 и пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ в составе доходов (расходов) налогоплательщиков для целей налогообложения прибыли организаций учитываются положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникающие от переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов, выданных (полученных)), в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации.
Согласно п. 10 ст. 272 НК РФ расходы, выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату признания соответствующего расхода. Обязательства и требования, выраженные в иностранной валюте, имущество в виде валютных ценностей пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности при совершении операций с таким имуществом, прекращения (исполнения) обязательств и требований и (или) на последнее число отчетного (налогового) периода в зависимости от того, что произошло раньше.
Учитывая изложенное, считаем, что стоимость имущества, оплаченного в иностранной валюте путем предварительной и последующей оплаты, может определяться по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на дату перечисления аванса, - в части, приходящейся на предварительную оплату, и на дату перехода права собственности - в части последующей оплаты.
Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
18.03.2010