Муниципальным бюджетным учреждением - заказчиком в установленном порядке размещено извещение о проведении открытого аукциона на поставку товаров для муниципальных нужд, а также документация об аукционе. Условиями документации об аукционе установлено, что заявки на участие в аукционе могут быть представлены только на бумажном носителе. Соответствует ли данное положение документации об аукционе законодательству?

Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

Согласно п. 1 ч. 4 ст. 34 Закона N 94-ФЗ документация об аукционе должна содержать в соответствии с ч. 2 - 3 ст. 35 Закона N 94-ФЗ требования к содержанию, составу, оформлению и форме заявки на участие в аукционе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, и инструкцию по ее заполнению.

На основании ч. 1 ст. 35 Закона N 94-ФЗ для участия в аукционе участник размещения заказа подает заявку на участие в аукционе в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе.

Частью 4 ст. 35 Закона N 94-ФЗ установлено, что участник размещения заказа подает заявку на участие в аукционе в письменной форме или в форме электронного документа. При получении заявки на участие в аукционе, поданной в форме электронного документа, заказчик, уполномоченный орган обязаны подтвердить в письменной форме или в форме электронного документа ее получение в течение одного рабочего дня со дня получения такой заявки.

Из приведенных норм неясно, предусмотрено ли право заказчика, уполномоченного органа установить в документации об аукционе, что заявка на участие в аукционе подается только в определенной форме (например, только в письменной форме).

Представляется, что при решении данного вопроса следует обратиться к позиции Минэкономразвития России, изложенной в Письме от 31.05.2007 N 7698-АШ/Д04 "О разъяснении положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ", в котором рассматривается аналогичный вопрос, но применительно к форме котировочной заявки.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Закона N 94-ФЗ котировочная заявка подается участником размещения заказа заказчику в письменной форме или в форме электронного документа.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, признается электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи.

В настоящее время отсутствует развитая инфраструктура применения электронно-цифровой подписи, а также нормативно-правовая база, регулирующая применение аналогов собственноручной подписи в системах информационного взаимодействия и документооборота, в связи с чем заказчики, не имеющие возможности осуществлять сбор заявок на участие в запросе котировок в форме электронных документов, по мнению Минэкономразвития России, вправе указывать в извещениях о проведении запросов котировок, что подача заявок на участие в запросе котировок осуществляется только в письменной форме.

Представляется, что данные разъяснения правомерно распространить и на случаи проведения аукциона. Таким образом, положение документации об аукционе, согласно которому заявки на участие в аукционе могут быть представлены только на бумажном носителе, т. е. в письменной форме, соответствует законодательству.

Дополнительно отметим, что по данному вопросу судебная практика не сформировалась (в отличие от практики по аналогичному вопросу в отношении запроса котировок, которая как поддерживает позицию Минэкономразвития России (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 16.12.2008 N Ф09-9423/08-С1), так и не поддерживает (см., например, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2008 N А56-11695/2008)).

Также отметим, что ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 24.04.2008 N А74-2153/07-Ф02-1449/08 пришел к выводу, что открытый конкурс на право заключить государственный контракт на оказание услуг страхования от несчастных случаев и болезней проведен в соответствии с требованиями, установленными Законом N 94-ФЗ. В рассмотренной судом ситуации в извещении о проведении конкурса было, в частности, указано, что участник размещения заказа может подать только одну заявку в письменной форме в запечатанном конверте.

Ввиду схожести правового регулирования Законом N 94-ФЗ порядка подачи заявок на участие в конкурсе и аукционе указанные выводы суда могут быть приняты во внимание и в рассматриваемой ситуации.

Ю. К.Борисов

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

17.03.2010