Правомерно ли включение в реестр недобросовестных поставщиков сведений о недобросовестных поставщиках, уклонившихся от заключения государственных контрактов на основании того, что в конкурсной (котировочной) заявке вследствие допущенной технической (счетной) ошибки была указана неверная цена на товар?

Ответ: Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные или муниципальные контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими государственных или муниципальных контрактов.

Размещение заказа, согласно ч. 1 ст. 10 Закона N 94-ФЗ, может осуществляться:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

В силу ч. 1 ст. 20 Закона N 94-ФЗ под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

При этом п. 2 ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ предусматривает, что заявка на участие в конкурсе должна содержать, в частности, предложение о цене контракта.

Часть 1 ст. 32 Закона N 94-ФЗ указывает, что под аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта, за исключением случаев, установленных ч. 6.1 и 6.2 ст. 37 Закона N 94-ФЗ.

Аналогично п. 5 ст. 44 Закона N 94-ФЗ предусмотрено, что заявка на участие в аукционе должна содержать цену товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи).

Законом N 94-ФЗ предусмотрено также проведение открытого аукциона в электронной форме, под которым ч. 1 ст. 41.1 Закона N 94-ФЗ понимает открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет в порядке, установленном настоящей главой.

В силу ч. 1 ст. 42 Закона N 94-ФЗ под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Из приведенных норм видно, что указание цены является обязательным для заявок на участие в аукционе, конкурсе, а также в котировочной заявке.

При этом по вопросу о правомерности включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об организации, уклонившейся от заключения государственных контрактов на основании того, что в конкурсной (котировочной) заявке вследствие допущенной технической (счетной) ошибки была указана неверная цена на товар, суды занимают различные позиции.

Так, ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 06.03.2009 N Ф03-598/2009 пришел к выводу, что включение в реестр недобросовестных поставщиков сведений об организации, уклонившейся от заключения государственного контракта ввиду ошибочно названной в котировочной заявке цены на товар, является правомерным.

Однако в том случае, если организация отказывается от заключения государственного контракта по итогам электронного аукциона из-за ошибочно указанной им цены контракта и если при этом ошибка произошла по не зависящим от организации причинам, связанным с неисправностью компьютерного оборудования, то включение такой организации в реестр недобросовестных поставщиков является неправомерным (см., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.11.2009 N А33-11581/2009, ФАС Поволжского округа от 25.12.2008 N А65-7741/2008 и от 19.11.2009 N А55-1579/2009).

Учитывая изложенное, правомерность включения организации в реестр недобросовестных поставщиков придется доказывать в суде.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

15.03.2010