Сельскохозяйственная организация, перешедшая на уплату ЕСХН, понесла потери от падежа птицы сверх установленных законодательством норм (превышение на 3 процента), поскольку на территории соседнего района была объявлена эпизоотия, однако на территории осуществления деятельности организацией карантин объявлен не был. Вправе ли в данном случае организация учесть всю сумму потерь от падежа птицы в целях исчисления ЕСХН?
Ответ: Согласно ГОСТ Р 22.0.04-95 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения", утвержденному Постановлением Госстандарта России от 25.01.1995 N 16, эпизоотия - это одновременное прогрессирующее во времени и пространстве в пределах определенного региона распространение инфекционной болезни среди большого числа одного или многих видов сельскохозяйственных животных, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости.
На основании ст. 8 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон N 4979-1) под государственным ветеринарным надзором понимается деятельность государственных ветеринарных инспекторов по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии.
При этом государственный ветеринарный надзор направлен на организацию противоэпизоотических мероприятий, включая мероприятия по предупреждению и ликвидации очагов болезней, общих для человека и животных, мероприятий по охране территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств и надзор за их выполнением.
Согласно ст. 17 Закона N 4979-1 в случаях появления угрозы возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании представлений главных государственных ветеринарных инспекторов, государственных ветеринарных инспекторов по закрепленным территориям обслуживания, их заместителей вводятся ограничительные мероприятия (карантин).
В соответствии со ст. 19 Закона N 4979-1 при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлениям лиц, указанных в ст. 9 Закона N 4979-1, могут быть изъяты животные и (или) продукты животноводства с выплатой собственнику животных и (или) продуктов животноводства стоимости животных и (или) продуктов животноводства за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и выдачей этому собственнику соответствующего документа о таком изъятии.
Как следует из пп. "е" п. 12 Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.1994 N 706, главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации, главные государственные ветеринарные инспекторы зональных управлений государственного ветеринарного надзора на государственной границе и транспорте, главные государственные ветеринарные инспекторы субъектов Российской Федерации, районов и городов и их заместители имеют право вносить предложения в органы государственного управления и местного самоуправления о введении на отдельных территориях карантина, других ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и массовых незаразных болезней животных.
Нормы расходов в виде потерь от падежа птицы и животных утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 560.
Согласно п. 3 ст. 346.1 Налогового кодекса РФ организации, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ), налога на имущество организаций. Организации, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ).
В силу пп. 42 п. 2 ст. 346.5 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на расходы в виде потерь от падежа и вынужденного убоя птицы и животных в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ, за исключением случаев стихийных бедствий, пожаров, аварий, эпизоотий и других чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. 3 ст. 346.5 НК РФ расходы, указанные в п. 2 ст. 346.5 НК РФ, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
При этом п. 1 ст. 252 НК РФ установлено, что расходы должны отвечать требованиям экономической обоснованности и документального подтверждения. При этом под документальным подтверждением расходов понимается подтверждение затрат документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Итак, налогоплательщик обязан подтвердить понесенные расходы (убытки) необходимыми документами. Чтобы признать ущерб сверх установленных норм, налогоплательщик обязан подтвердить обстоятельство, указанное в пп. 42 п. 2 ст. 346.5 НК РФ, при котором возможен учет убытка в полном размере. Поскольку на территории осуществления деятельности налогоплательщика не был установлен факт эпизоотии, ветеринарный орган не выдаст ему соответствующих документов.
Таким образом, сельскохозяйственная организация, перешедшая на уплату ЕСХН, не вправе учесть в составе расходов потери от падежа птицы сверх установленных законодательством норм, поскольку на территории осуществления деятельности организации не зафиксирована эпизоотия и карантин объявлен не был.
Ю. М.Лермонтов
Минфин России
15.03.2010