Организация ликвидируется, и учредитель представляет в регистрирующий (налоговый) орган об этом соответствующие уведомления. Налоговый орган требует, чтобы подпись заявителя на указанных уведомлениях была засвидетельствована нотариусом. Правомерно ли данное требование?

Ответ: В соответствии с п. п. 1 и 3 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

В указанных случаях используются формы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439: N Р15001 "Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица", N Р15002 "Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего)", N Р15003 "Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица".

Вышеуказанные формы уведомлений не предусматривают свидетельствование подлинности подписи заявителя нотариусом.

Ранее обязательное свидетельствование подлинности подписи заявителя было установлено только в отношении представляемых в регистрирующий орган заявлений в соответствии с п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

В соответствии с требованиями п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, введенного Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ и измененного Федеральным законом от 19.07.2009 N 205-ФЗ, не только заявление, но и уведомление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица - заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

На основании изложенного требование налогового органа о необходимости свидетельствования нотариусом подлинности подписи заявителя на вышеуказанных уведомлениях правомерно. При этом в уведомлениях также требуется указывать паспортные данные заявителя или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и ИНН (при его наличии).

С. В.Гладилин

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

15.03.2010