Иностранная организация, не осуществляющая деятельности в России, в счет погашения обязательства по договору займа передает российской организации исключительное право на аудиовизуальное произведение. В каком порядке исчисляется НДС в данной ситуации?

Ответ: Передача иностранной организацией российской организации исключительного права на аудиовизуальное произведение в качестве отступного по обязательствам договора денежного займа облагается НДС, а российская организация признается налоговым агентом.

Безденежная форма расчетов не освобождает российскую организацию от обязанности уплатить НДС за иностранную организацию в бюджет РФ.

Обоснование: Гражданско-правовой аспект

В силу п. 1 ст. 407 Гражданского кодекса РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором. В частности, обязательства по договору займа могут быть прекращены предоставлением отступного - передачей исключительного права на аудиовизуальное произведение (ст. 409 ГК РФ). Как разъяснил Президиум ВАС РФ в п. 1 Информационного письма от 21.12.2005 N 102 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 409 Гражданского кодекса РФ", обязательство прекращается с момента предоставления отступного взамен исполнения, а не с момента достижения сторонами соглашения об отступном.

Соглашение об отступном должно содержать в числе других элементы договора об отчуждении исключительного права (п. 3 ст. 421 ГК РФ).

В соответствии со ст. 1285 ГК РФ по договору об отчуждении исключительного права на произведение автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права.

В результате исполнения сторонами такого договора заимодавец - российская организация становится законным правообладателем исключительного права на аудиовизуальное произведение, который вправе использовать произведение любым не противоречащим закону способом (п. 1 ст. 1229, п. п. 1, 2 ст. 1270 ГК РФ).

Налог на добавленную стоимость

В соответствии с пп. 15 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) по НДС на территории РФ операции займа в денежной форме, включая проценты по ним. Таким образом, операция по предоставлению и погашению денежного займа иностранной организацией не облагается НДС.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг по передаче авторских прав или иных аналогичных прав признается территория РФ, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории РФ.

При предоставлении иностранной организацией российской организации в качестве отступного исключительного права на аудиовизуальное произведение покупателем услуг по передаче прав (приобретателем прав) выступает российская организация. Следовательно, местом реализации авторских прав является территория РФ, вследствие чего данная операция облагается НДС (Письмо ФНС России от 23.05.2005 N 03-4-03/844/28).

В соответствии со ст. 161 НК РФ при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория РФ, НДС исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица.

Налоговая база при этом определяется налоговым агентом как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога, а налог исчисляется по расчетной ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

При этом установлено, что уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам (п. 4 ст. 174 НК РФ). Однако в случае прекращения обязательств в неденежной форме российская организация, признаваемая НК РФ налоговым агентом по НДС, не осуществляет выплату (перечисление) денежных средств иностранному налогоплательщику. Каких-либо особенностей уплаты НДС налоговыми агентами в данной (передача отступного) или аналогичных ситуациях (другие формы безденежных расчетов) НК РФ не предусмотрено.

Из буквального толкования положений пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ следует, что налоговый агент обязан перечислить в бюджет сумму налога, именно удержанную из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику. Очевидно, что при отсутствии денежных выплат произвести удержание суммы налога из денежных средств, выплачиваемых иностранному налогоплательщику, не представляется возможным, в связи с чем, по формальным основаниям, данная норма не может распространяться на случаи безденежных расчетов.

Тем не менее п. 4 ст. 173 НК РФ на налогового агента возлагается обязанность исчислить и уплатить сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет РФ иностранным налогоплательщиком, в полном объеме. Обязанность по уплате налоговыми агентами налога корреспондирует с правом на применение соответствующей суммы налогового вычета. Согласно абз. 3 п. 3 ст. 171 НК РФ вычет применяется при условии уплаты налоговым агентом НДС в бюджет. При этом установленное ранее абз. 3 п. 3 ст. 171 НК РФ требование об удержании данной суммы налога из доходов налогоплательщика действующая норма (в ред. Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") не содержит.

Соответственно, действующее правовое регулирование обязанность налогового агента по удержанию и уплате НДС, а в последующем - и право на вычет не ставит в зависимость от источника уплаты (за счет средств налогоплательщика или за счет собственных средств налогового агента).

Пленумом ВАС РФ в Постановлении от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" даны разъяснения, согласно которым в том случае, когда денежных выплат в налоговом периоде налогоплательщику не производилось и удержание суммы налога оказалось невозможным, налоговый агент обязан лишь исчислить подлежащую уплате налогоплательщиком сумму налога и сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог. Данное положение основано на том, что обязанным лицом является налогоплательщик, к которому может быть предъявлено соответствующее требование об уплате налога в случае его неудержания налоговым агентом.

При этом Пленум ВАС РФ указал, что положения о неудержании налога агентом неприменимы при выплате денежных средств иностранному лицу в связи с неучетом данного лица в российских налоговых органах и невозможностью его налогового администрирования (п. п. 1, 2 Постановления Пленума ВАС РФ N 57).

Возможность удержания налога у иностранного налогоплательщика в связи с его неучетом в российских налоговых органах отсутствует как при фактической выплате денежных средств, так и при безденежных расчетах. Поэтому, по нашему мнению, указанные положения Пленума ВАС РФ следует распространять на любые формы расчетов. При иной (буквальной) трактовке Постановления происходит исключение операций по реализации на территории РФ иностранным лицом товаров, работ, услуг, имущественных прав из-под налогообложения, что недопустимо в силу всеобщности, обязательности налогов и равенства участников налоговых правоотношений.

Таким образом, по нашему мнению, в рассматриваемом случае налоговый агент обязан перечислить исчисленную сумму налога в бюджет за счет собственных средств. При этом для восстановления имущественного положения налогового агента, уплатившего налог за счет собственных средств, законодательством предусмотрено право на налоговый вычет уплаченного налога.

Контролирующие органы также указывают, что при безденежных формах расчетов (в случае взаимозачета или приобретения товаров по договорам мены у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах РФ) уплата НДС в бюджет российскими организациями при исполнении ими обязанностей налогового агента должна производиться в общеустановленном порядке за счет собственных средств. Такая позиция изложена в Письме Минфина России от 16.04.2010 N 03-07-08/116.

Косвенным подтверждением правомерности указанного выше вывода является Постановление Президиума ВАС РФ от 06.11.2012 N 7141/12 о рассмотрении требования налогового агента о возмещении НДС налогоплательщиком в случае выпуска материальных ценностей из государственного резерва. В аналогичной по сути ситуации суд признал право налогового агента требовать от налогоплательщика уплаты спорной суммы налога. Как указал Президиум ВАС РФ, данное право вытекает из возложения на налогового агента обязанности исчислить и уплатить НДС при отсутствии денежных расчетов между сторонами.

Несмотря на то что вопрос правомерности исчисления и уплаты НДС налоговым агентом не являлся предметом рассмотрения данного Постановления, изложенный в нем вывод - правовая позиция ВАС РФ, которой руководствуются арбитражные суды, в том числе при рассмотрении дел о правомерности уплаты НДС налоговым агентом за счет собственных средств при неденежных формах расчетов (например Постановления ФАС Северо-Западного округа от 27.09.2013 по делу N А56-35718/2012, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2013 по делу N А56-35718/2012).

Таким образом, исходя из анализа норм действующего налогового законодательства в рассматриваемом случае налоговый агент, по нашему мнению, обязан перечислить исчисленную сумму налога в бюджет за счет собственных средств.

Согласно абз. 2 п. 4 ст. 174 НК РФ уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранным налогоплательщикам. По мнению Минфина России, данный порядок применяется только в отношении налоговых агентов, перечисляющих денежные средства за приобретенные работы (услуги). На безденежные формы расчетов по указанным операциям положения абз. 2 п. 4 ст. 174 НК РФ не распространяются. Уплата налога в этом случае производится налоговым агентом равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за налоговым периодом, в котором произведен зачет встречных требований (Письмо от 16.04.2010 N 03-07-08/116).

Считаем также необходимым добавить, что прекращение обязательства по договору займа предоставлением отступного содержит в себе определенный налоговый риск. В соответствии с разъяснениями Минфина России в Письме от 07.09.2005 N 03-04-11/221 налоговый орган полученные заемные денежные средства может расценить как авансовые платежи и начислить НДС, штраф и пени с момента перечисления суммы займа.

А. А.Лелюх

Аудиторская фирма "ЮНИФИН ЛТД"

12.01.2014