Из чего должен исходить работодатель, устанавливая заработную плату, - из минимального размера оплаты труда или из установленного прожиточного минимума?
Ответ: Частью 2 ст. 7 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Статьей 2 Трудового кодекса РФ устанавливается, что исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основным принципом правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать причитающуюся работникам заработную плату.
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Статьей 133 ТК РФ определяется, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (далее - Закон N 134-ФЗ) прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.
Согласно п. 1 ст. 2 Закона N 134-ФЗ прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для обоснования устанавливаемого на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.2008 N 91-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 01.01.2009 составляет 4330 руб.
При этом сумма минимального размера оплаты труда ниже прожиточного минимума, определенного в целом по Российской Федерации (например, Постановлением Правительства РФ от 20.02.2010 N 69 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2009 г." устанавливается величина прожиточного минимума по РФ для трудоспособного населения - 5620 руб.).
Статьей 421 ТК РФ предусматривается, что порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера, предусмотренного ч. 1 ст. 133 ТК РФ, устанавливаются федеральным законом.
Данный федеральный закон на сегодняшний день не принят. Вопрос нормами права не урегулирован.
Десятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 09.11.2007 N А41-К2-9695/07 указал, что нормативные акты субъекта РФ о прожиточном минимуме не устанавливают в настоящее время обязательных требований к работодателю о повышении размера минимальной заработной платы, предусмотренной ст. 133 ТК РФ, до размеров прожиточного минимума, а тем более не предусматривают возможности применения в связи с этим каких-либо санкций к работодателю.
В данном Постановлении суд рассмотрел довод налогового органа о том, что уровень заработной платы работников не может быть меньше установленной постановлениями правительства субъекта РФ величины прожиточного минимума. Однако данные выводы суда применимы в том смысле, что не установлено обязательных требований о повышении размера минимальной заработной платы до размеров как регионального, так и федерального прожиточного минимума.
Дополнительно отметим, что согласно ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 48 ТК РФ или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном ч. 6 - 8 ст. 133.1 ТК РФ, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
Таким образом, устанавливая заработную плату, работодатель должен исходить из минимального размера оплаты труда.
В. В.Половинка
Минфин России
03.03.2010