Российская организация выполняет проектные работы на строительство и реконструкцию зданий и сооружений Посольства РФ в Республике Южная Осетия (г. Цхинвал). Заказчиком работ выступает Посольство РФ. Оно зарегистрировано в Южной Осетии (представлены свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Республики Южная Осетия и Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ Республики Южная Осетия). Объект строительства находится на территории Южной Осетии. Обязана ли российская организация перечислять НДС в бюджет? Имеет ли право российская организация принять к вычету "входной" НДС по приобретенным работам (услугам) у российских субподрядчиков?

Ответ: Статьей 7 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Республика Южная Осетия Указом Президента РФ от 26.08.2008 N 1261 "О признании Республики Южная Осетия" признана в качестве суверенного и независимого государства. При этом международные договоры Российской Федерации, содержащие положения, касающиеся вопросов налогообложения, с Республикой Южная Осетия на сегодняшний день не заключены.

С учетом изложенного налогообложение операций по реализации товаров (работ, услуг) Южной Осетии регламентируется положениями гл. 21 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен ст. 148 НК РФ. Согласно положениям пп. 4 п. 1 и пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ место реализации инжиниринговых услуг определяется по месту деятельности покупателя, приобретающего такие услуги.

К инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги).

При этом местом осуществления деятельности покупателя услуг считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя вышеуказанных услуг на основе государственной регистрации организации.

При отсутствии государственной регистрации место осуществления деятельности определяется на основании:

- места, указанного в учредительных документах организации;

- места управления организацией;

- места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации;

- места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации (если работы выполнены (услуги оказаны) через это постоянное представительство);

- места жительства индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 148 НК РФ).

Согласно п. 1 Положения о Посольстве Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 28.10.1996 N 1497, Посольство Российской Федерации является государственным органом внешних сношений Российской Федерации, осуществляющим представительство Российской Федерации в государстве пребывания. Посольство учреждается по решению Правительства РФ в связи с установлением на основании указа Президента Российской Федерации дипломатических отношений с соответствующим иностранным государством на уровне посольств и входит в систему Министерства иностранных дел Российской Федерации.

При этом на основании п. 15 вышеуказанного Положения Посольство Российской Федерации является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, счета в банках.

С учетом положений Венской конвенции о дипломатических сношениях (заключена в г. Вене 18.04.1961) территория помещений дипломатических представительств и частных резиденций дипломатических агентов находится под юрисдикцией страны, открывшей такое представительство и направившей дипломатического сотрудника для выполнения обязанностей в соответствующей стране.

Исходя из изложенного Посольство РФ необходимо рассматривать как юридическое лицо РФ, являющееся неотъемлемой частью МИД России. Посольство РФ выступает дипломатическим представительством РФ, место фактического присутствия которого находится в г. Цхинвале Южной Осетии. Это подтверждается документами: свидетельством о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Республики Южная Осетия и Свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ Республики Южная Осетия.

Следовательно, местом реализации проектных работ, выполняемых организацией дипломатическому представительству РФ (Посольству РФ), находящемуся на территории Южной Осетии, в рамках контракта, заключенного с этим представительством, территория РФ не признается. Соответственно, такие работы НДС не облагаются. Аналогичные выводы сделал Минфин России в Письмах от 01.10.2009 N 03-07-08/195, от 27.10.2008 N 03-07-08/246, от 29.11.2006 N 03-04-08/243.

В то же время НДС, предъявленный субподрядными организациями, осуществляющими работы (услуги), облагаемые НДС, к вычету не принимается, а подлежит включению в стоимость этих работ (услуг). Это связано с тем, что данные работы (услуги) используются в рамках исполнения проектных работ, местом реализации которых территория РФ не признается (п. 2 ст. 170 НК РФ, Письма Минфина России от 01.10.2009 N 03-07-08/195, от 10.06.2008 N 03-07-08/148).

Кроме того, п. 4 ст. 170 НК РФ предусмотрена обязанность ведения раздельного учета сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) в случаях осуществления налогоплательщиком операций, подлежащих налогообложению и освобождаемых от налогообложения (Письмо Минфина России от 14.09.2009 N 03-07-11/223).

Е. А.Емельяненко

ЗАО "Сплайн-Центр"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

02.03.2010