О разделе ранее учтенных земельных участков, которым при осуществлении государственного кадастрового учета было присвоено наименование "единое землепользование"; о правомерности принимаемых органами кадастрового учета решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 марта 2010 г. N Д23-671
Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросам раздела ранее учтенных земельных участков (далее - исходный земельный участок), которым при осуществлении государственного кадастрового учета было присвоено наименование "единое землепользование" (далее - единое землепользование), и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.
Особенности раздела единого землепользования установлены п. 60 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минюста России от 20.02.2008 N 35 (далее - Порядок). В соответствии с указанным пунктом при разделе единого землепользования образованным земельным участкам присваиваются новые кадастровые номера, а исходный земельный участок (единое землепользование) сохраняется с прежним кадастровым номером в измененных границах (измененный земельный участок). Необходимо отметить, что вышеуказанное правило применяется только в случае, если после преобразования единого землепользования в его составе сохраняется не менее двух земельных участков.
Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) и Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон) установлены следующие случаи, когда в результате преобразования исходного земельного участка образуется один или несколько земельных участков, при этом исходный земельный участок сохраняется в измененных границах:
- при разделе земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан (п. 4 ст. 11.4 Кодекса);
- при выделе земельного участка в счет долей в праве общей долевой собственности на исходный земельный участок (п. 1 ст. 11.5 Кодекса);
- при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу (п. 18 ст. 3 Закона).
Действующим законодательством применительно к указанным случаям не предусмотрено обязательного проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ измененных земельных участков.
Таким образом, при образовании земельных участков в вышеперечисленных случаях уточнение границы исходного земельного участка, в том числе единого землепользования, проводится по желанию заказчика кадастровых работ.
Дополнительно необходимо отметить, что ч. 2 и 3 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) установлено, что в случае образования земельных участков в результате раздела, при котором преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, в орган кадастрового учета представляются заявление о постановке на учет и необходимые для кадастрового учета документы только в отношении образуемых земельных участков. Учет изменений преобразуемого (исходного) земельного участка, сохраняющегося в измененных границах, осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на образованные из него земельные участки.
По вопросу о правомерности принимаемых органами кадастрового учета решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета (далее - решения об отказе) необходимо отметить, что основания для принятия решений об отказе установлены ст. 27 Закона о кадастре. При этом ч. 13 ст. 27 Закона о кадастре предусмотрено, что решение об отказе может быть обжаловано в судебном порядке.
Дополнительно сообщаем, что позиция Минэкономразвития России по вопросам особенностей подготовки документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета многоконтурных земельных участков, осуществления такого учета и предоставления сведений государственного кадастра недвижимости о многоконтурных земельных участках доведена до Росреестра Письмом от 22.12.2009 N 22409-ИМ/Д23.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
В. В.АБРАМЧЕНКО
02.03.2010