Имеет ли право организация обратиться в орган кадастрового учета с заявлением об аннулировании сведений о государственном кадастровом учете земельного участка, правообладателем которого она не является, если у нее есть основания предполагать (на основании кадастрового паспорта земельного участка), что один земельный участок налагается на другой земельный участок, которым она уже обладает на праве собственности, границы которых данная организация собирается уточнить?
Ответ: Организация не имеет права обращаться в орган кадастрового учета с заявлением об аннулировании сведений о государственном кадастровом учете земельного участка в рассматриваемой ситуации, так как она не является его правообладателем. С таким заявлением имеет право обращаться только правообладатель земельного участка. Также Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не предусматривает такого основания аннулирования сведений о земельном участке, как наложение одного земельного участка на другой.
Обоснование: В соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
В Письме Росреестра от 09.09.2013 N 14-исх/08286-ВАн/13, в котором дается разъяснение относительно круга лиц, имеющих право обращаться в орган кадастрового учета с заявлениями о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости, разъясняется, что круг лиц, имеющих право на обращение в орган кадастрового учета с заявлениями о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости, установлен ч. 3 ст. 20 Закона N 221-ФЗ. Согласно названной норме с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
На основании ч. 3 ст. 1 Закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу ч. 1 ст. 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. п. 7, 10 - 21, 25 - 29 ч. 2 ст. 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно ч. 2 ст. 25 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными ст. 24 данного Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
В ч. 4 ст. 24 Закона N 221-ФЗ закрепляется, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в ЕГРП. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в ч. 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Также в Письме Минэкономразвития России от 15.12.2011 N Д23-5165 "О временном характере сведений государственного кадастра недвижимости о земельных участках" разъяснено, что срок действия временного характера сведений государственного кадастра недвижимости исчисляется с даты государственного кадастрового учета (даты завершения государственного кадастрового учета - даты внесения сведений о присвоенном соответствующему объекту недвижимости кадастровом номере) и в случае, если в течение одного года со дня постановки на учет объекта недвижимости или, если объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет не осуществлена государственная регистрация права на него (либо не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости без продления данного срока на период действия правопритязания.
Таким образом, из позиции официальных органов и приведенных выше норм следует, что с заявлением об аннулировании сведений о кадастровом учете земельного участка может обращаться только правообладатель или уполномоченное им лицо на основании доверенности. Другие лица не имеют права обращаться с подобным заявлением в орган кадастрового учета.
Данная позиция также подтверждается примерами из судебной практики.
Так, в Определении ВАС РФ от 26.09.2013 N ВАС-8410/13 указывается, что федеральное законодательство не предусматривает права лица обращаться в орган кадастрового учета с заявлением об аннулировании сведений (снятии с кадастрового учета) о земельном участке, правообладателем которого данное лицо не является, на основании того, что, по его мнению, земельный участок налагается (имеет место пересечение границ) на земельный участок, местоположение границ которого это лицо намерено уточнить. Аннулирование допускается только временных сведений. Иные случаи снятия с кадастрового учета или аннулирования сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости действующим законодательством не предусмотрены.
Таким образом, если организация не является правообладателем земельного участка, она не имеет права обращаться в орган кадастрового учета с заявлением об аннулировании сведений о государственном кадастровом учете земельного участка, так как такое право предоставлено исключительно правообладателю или его представителю, действующему по доверенности. Также Закон N 221-ФЗ не предусматривает такого основания аннулирования сведений о земельном участке, как наложение одного земельного участка на другой. Аннулированию подлежат исключительно сведения, носящие временный характер.
Ю. Ю.Терехина
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
09.01.2014