В организацию трудоустроился работник, который фактически был уволен в связи с ликвидацией прежнего работодателя, но запись в трудовой книжке об увольнении отсутствует. Как произвести записи в его трудовой книжке?

Ответ: В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Организация-работодатель обязана вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего в ней свыше пяти дней.

Сведения об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора вносятся в трудовую книжку в обязательном порядке.

Порядок внесения в трудовую книжку записей о прекращении трудового договора и выдачи трудовой книжки отражен в разд. IV Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках" (далее - Постановление N 225), разд. 5, 6 Постановления Минтруда России от 10.10.2003 N 69 "Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек" (далее - Постановление N 69). В соответствии с указанными нормами запись об увольнении (прекращении трудового договора) вносится работодателем с указанием причин увольнения, наименования документа, на основании которого внесена запись (приказ, распоряжение, иное решение). Все записи, внесенные в трудовую книжку работника за время работы у данного работодателя, заверяются подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью работодателя и подписью самого работника.

В настоящее время трудовое законодательство (в том числе Постановление N 225, Постановление N 69) не содержит порядка внесения отсутствующей записи в трудовую книжку работника в случае ликвидации организации, которая должна была такую запись внести.

Вместе с тем п. 28 Постановления N 225 содержит порядок исправления неправильной или неточной записи, произведенной организацией-работодателем в случае ее ликвидации. Исправленная запись производится работодателем по новому месту работы на основании соответствующего документа. При этом в силу п. 27 Постановления N 225 новый работодатель обязан в этом случае оказать работнику при его обращении необходимую помощь.

Учитывая, что права работника не должны быть ущемлены, полагаем, что новый работодатель может применить указанную норму по аналогии (аналогию закона) и внести в трудовую книжку сведения о прекращении трудового договора в связи с ликвидацией прежнего работодателя.

Документами, на основании которых вносится запись о прекращении трудового договора, являются приказ, распоряжение или иное решение бывшего работодателя. Именно эти документы (копии документов, заверенные должным образом) следует получить от работника.

При отсутствии соответствующих документов и невозможности их получения (в том числе посредством обращения в архив) у работодателя отсутствуют основания для внесения соответствующей записи в трудовую книжку. В этом случае работник вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта прекращения трудового договора. Решение суда, которым установлен соответствующий юридический факт, также является основанием для внесения новым работодателем в трудовую книжку работника записи о прекращении трудового договора.

В случае бездействия работника и непредставления им необходимых документов, несмотря на пробел в трудовой книжке, работодатель вносит сведения о приеме работника на работу в общем порядке, не производя записи об увольнении с прежнего места работы.

Р. В.Латыпова

ЗАО "ТЛС-ГРУП"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

01.03.2010