О документах, на основании которых сведения о соответствующем ранее учтенном земельном участке могут быть включены в кадастр

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 февраля 2010 г. N Д23-620

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу об основаниях внесения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастр) сведений о ранее учтенных земельных участках и сообщает.

Согласно ч. 7 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), если сведения и документы об указанном в ч. 6 данной статьи ранее учтенном земельном участке отсутствуют в составе государственного земельного кадастра или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном земельном участке, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы кадастра при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный земельный участок и представленного таким лицом.

Позиция Минэкономразвития России по вопросу об основаниях внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках была доведена до Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Письмом от 18.02.2010 N 2321-ИМ/Д23. В частности, применительно к документам, на основании которых сведения о соответствующем ранее учтенном земельном участке могут быть включены в кадастр, рекомендовано следующее.

1. Указанные документы должны содержать описание ранее учтенного земельного участка, вносимое в кадастр с учетом предусмотренного ст. 7 Закона о кадастре состава сведений (ч. 3 ст. 45 Закона о кадастре).

2. Такой документ должен быть выдан уполномоченным органом (организацией) и отвечать требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания.

Таким образом, вышеуказанный документ должен содержать сведения в объеме, необходимом для принятия органом кадастрового учета решения о включении соответствующих сведений и документов в кадастр.

При этом, по мнению Минэкономразвития России, при проведении органом кадастрового учета проверки на предмет наличия в представленных (поступивших) документах оснований для включения в кадастр сведений о земельном участке как о ранее учтенном объекте недвижимости необходимо принимать во внимание, что документы, устанавливающие или подтверждающие право на ранее учтенный земельный участок, являются не только основаниями для включения сведений о соответствующем ранее учтенном земельном участке в кадастр, но и могут являться документами, на основании которых осуществляется государственная регистрация прав на такой земельный участок или осуществляется признание прав на соответствующий земельный участок в ином установленном федеральным законом порядке.

Вместе с тем согласно информации, содержащейся в обращении:

- с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета представлены документы, содержащие разрешение на строительство объектов капитального строительства (гаража-стоянки ГСК и капитального гаража);

- документы, устанавливающие либо подтверждающие право на соответствующие земельные участки, представлены не были.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента недвижимости Минэкономразвития России, в случае если на основании документов, содержащих разрешение на строительство вышеуказанных объектов капитального строительства, невозможна государственная регистрация прав на соответствующие земельные участки, такие документы не могут рассматриваться органом кадастрового учета в качестве оснований для включения сведений в кадастр.

По вопросу возможности признания в качестве утвержденных в установленном порядке материалов инвентаризации земель составленных организациями технической инвентаризации инвентаризационных планов, содержащихся в технических паспортах жилых домов, отмечаем следующее.

Проведение инвентаризации земель в Российской Федерации в течение 1993 - 1995 гг. регулировалось Положением о порядке проведения инвентаризации земель, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 12.07.1993 N 659 (далее - Положение). Согласно Положению утвержденные в установленном порядке материалы инвентаризации земель являлись основанием для перерегистрации прав на землю и внесения соответствующих изменений в земельно-кадастровую документацию. При этом в качестве материалов инвентаризации земель рассматривались оформленное на каждый земельный участок землеустроительное дело и акт проведения инвентаризации земель, подписанный всеми членами комиссии по инвентаризации земель.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента недвижимости Минэкономразвития России, инвентаризационные планы, содержащиеся в технических паспортах жилых домов, не являются утвержденными в установленном порядке материалами инвентаризации земель и, соответственно, не могут рассматриваться органом кадастрового учета в качестве оснований для включения в кадастр сведений о ранее учтенных земельных участках.

Директор

Департамента недвижимости

А. И.ИВАКИН

27.02.2010