Основной деятельностью организации является сдача в аренду складских помещений. В связи с тем что имеется большая часть неиспользуемых помещений, принято решение перевести указанные основные средства на консервацию. При этом организация несет расходы по содержанию данных основных средств (электричество, охрана, уборка и т. д.). Каким образом учитывать указанные расходы для целей исчисления налога на прибыль?
Ответ: Как правило, организация принимает решение о консервации объекта основных средств, когда использование объекта является экономически невыгодным.
Расходы, связанные с консервацией имущества, его содержанием (обеспечением сохранности) в период консервации, организация вправе учесть в налоговом учете в составе внереализационных расходов. Данная норма прямо установлена пп. 9 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ.
В Письме Минфина России от 18.03.2009 N 03-03-06/1/164 указано, что расходы, связанные с консервацией имущества, направлены, как правило, на сохранение этого имущества, которое в дальнейшем принесет доход. Поэтому такие расходы, включая расходы на охрану законсервированных объектов, признаются экономически обоснованными для целей налогообложения прибыли организаций. Данный вывод в Письме был сделан относительно консервации объекта незавершенного строительства. Считаем, что указанное мнение можно применить и к ситуации с консервацией складских помещений, предназначенных для сдачи в аренду. Экономическая обоснованность объясняется тем, что расходы, связанные с консервацией объекта недвижимости, направлены на поддержание имущества в исправном состоянии, сохранение имущества, которое в дальнейшем принесет доход (сдача в аренду).
Однако необходимо учитывать, что расходы на содержание законсервированного объекта должны быть документально подтверждены, то есть необходимо правильно оформить консервацию объекта.
Порядок консервации основных средств налоговым законодательством не регламентируется. Согласно п. 63 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н) порядок консервации объектов основных средств, принятых к учету, устанавливается руководителем организации.
Считаем, что основными документами для оформления консервации объектов ОС должны быть:
- приказ руководителя о создании комиссии по переводу объектов ОС на консервацию и о порядке консервации. В задачи комиссии входит осмотр объектов основных средств, оценка экономической целесообразности консервации и оформление соответствующих документов;
- приказ на проведение инвентаризации по выявлению неиспользуемых объектов ОС (ИНВ-22);
- инвентаризационная опись (ИНВ-1);
- приказ, в котором указываются причины (например, финансовые трудности, отсутствие арендаторов) и основания для консервации объектов ОС;
- акт о переводе объектов ОС на консервацию;
- смета расходов на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов, утвержденная руководителем организации.
Поскольку унифицированной формы акта нет, организации самостоятельно разрабатывают форму и утверждают в учетной политике. Данный документ должен содержать наименование ОС, его инвентарный номер, первоначальную стоимость, сумму начисленной амортизации, остаточную стоимость, причины и сроки консервации.
Обращаем внимание, что отсутствие грамотно оформленных документов на консервацию может вызвать споры, связанные с непризнанием расходов на содержание законсервированного объекта. Это подтверждается тем, что имеется ряд судебных решений, которые были основаны на претензиях налоговых органов относительно оформления документов на консервацию (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.05.2007 N Ф04-2507/2007(33689-А27-40)).
Таким образом, по нашему мнению, при переводе основных средств на консервацию и несении расходов на содержание данных основных средств (электричество, охрана, уборка и т. д.) указанные расходы на основании пп. 9 п. 1 ст. 265 НК РФ при соблюдении процедуры консервации могут учитываться для целей исчисления налога на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде.
С. А.Крючков
Советник отдела
налогообложения прибыли
(дохода) организаций
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Минфина России
27.02.2010