Об отсутствии оснований для обложения страховыми взносами выплат по трудовым договорам в пользу сотрудников - граждан Республики Беларусь, временно пребывающих на территории РФ

Ответ: МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 27 февраля 2010 г. N 403-19

Департамент развития социального страхования и государственного обеспечения Минздравсоцразвития России <...> сообщает. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков - лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Пунктом 15 ч. 1 вышеуказанной статьи Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что не подлежат обложению страховыми взносами для вышеуказанных лиц суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации. При этом необходимо учитывать, что страховые взносы уплачиваются в целях обязательного социального страхования застрахованных лиц. Категории застрахованных лиц, или, иными словами, лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, т. е. Федеральными законами от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) и Законом от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 1499-1). В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона N 167-ФЗ и п. 1 ст. 2 Федерального закона N 255-ФЗ обязательному пенсионному страхованию и обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат в том числе постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства. Во исполнение Закона N 1499-1 Постановлением Правительства РФ от 11.12.1998 N 1488 утверждено Положение о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, п. 2 которого предусмотрено, что данный документ, в частности, не распространяется на иностранных граждан, временно находящихся и работающих в Российской Федерации по трудовым договорам. В связи с изложенным иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, не являются застрахованными лицами в системе обязательного социального страхования Российской Федерации. При этом следует учитывать, что Постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 N 546 утверждены Правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации, в соответствии с которыми скорая медицинская помощь иностранным гражданам оказывается бесплатно и безотлагательно в случае возникновения состояний, представляющих непосредственную угрозу их жизни или требующих срочного медицинского вмешательства (последствия несчастных случаев, травм, отравлений). После выхода из указанных состояний иностранным гражданам может быть оказана плановая медицинская помощь на платной основе. Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона N 212-ФЗ в случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные данным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации. Сотрудничество между Российской Федерацией и Республикой Беларусь в области социального обеспечения установлено Договором от 27.01.2006. Данный Договор, в частности, регулирует государственное социальное обеспечение, обязательное (государственное) социальное страхование лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон (Договаривающимися Сторонами на основании положений Договора являются Российская Федерация и Республика Беларусь). Статьей 4 указанного Договора предусмотрено, что лица одной Договаривающейся Стороны, проживающие на территории другой Договаривающейся Стороны, приравниваются в правах и обязанностях к гражданам этой другой Договаривающейся Стороны в отношении того, что изложено в ст. 3 Договора, в частности, трудовых пенсий по возрасту (по старости), инвалидности, по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности и материнству. Вместе с тем на основании ст. 1 Договора местом жительства (проживания) в Российской Федерации признается место постоянного или временного проживания на законных основаниях на территории Российской Федерации. Учитывая изложенное, положения вышеуказанного Договора распространяются только на граждан Республики Беларусь, постоянно или временно проживающих на законных основаниях на территории Российской Федерации. Таким образом, выплаты по трудовым договорам в пользу сотрудников - граждан Республики Беларусь, временно пребывающих на территории Российской Федерации, не являются объектом обложения страховыми взносами.

Директор Департамента развития социального страхования и государственного обеспечения С. А.АФАНАСЬЕВ 27.02.2010