Обязана ли организация общественного питания применять в целях исчисления налога на прибыль нормы расхода ГСМ, утвержденные Минтрансом России, или можно разработать и утвердить собственные нормы расхода топлива по служебным автомобилям?
Ответ: При эксплуатации служебного автотранспорта основная статья расходов - ГСМ. В бухгалтерском учете их стоимость является расходами по обычным видам деятельности, которые в силу п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, признаются в сумме фактических затрат. В налоговом учете расходы на содержание служебного транспорта (в том числе автомобильного), в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Как видим, каких-либо ограничений в признании данных затрат Положение не содержит.
Однако официальная позиция чиновников заключается в том, что при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля все налогоплательщики должны учитывать Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (далее - Методические рекомендации). А в отношении автомобилей, для которых такие нормы данным документом не утверждены, рекомендуется руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля (Письма Минфина России от 14.01.2009 N 03-03-06/1/15, от 14.01.2009 N 03-03-06/1/6).
Судьи позицию финансового органа не поддерживают, считая, что налогоплательщики имеют право расход по ГСМ учитывать в налоговой базе по налогу на прибыль в фактических размерах. По мнению арбитров, НК РФ не предусмотрено нормирования расходов ГСМ в целях налогообложения прибыли, а Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные Минтрансом России, на которые ссылается налоговый орган, носят рекомендательный характер (Постановление ФАС Центрального округа от 04.04.2008 N А09-3658/07-29). В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2009 N 09АП-8089/2009-АК, оставленном без изменения Постановлением ФАС Московского округа от 24.09.2009 N КА-А40/9145-09, судьи на том основании, что налоговое законодательство не предусматривает проведения анализа фактического расхода бензина и норм расхода ГСМ в целях исчисления налога на прибыль, сделали вывод, что произведенные затраты на приобретение ГСМ экономически обоснованны, документально подтверждены и правомерно включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль. Аналогичные выводы озвучены и в Постановлении ФАС Уральского округа от 17.06.2009 N Ф09-3919/09-С2.
Заметим, что в Методических рекомендациях говорится о том, что вводятся они в целях реализации Приказа Минтранса России от 24.06.2003 N 153 "Об утверждении Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте". Как видим, Методические рекомендации ссылаются на отраслевую инструкцию, устанавливающую в силу п. 9 данного документа единый подход к составу и группировке затрат по основной деятельности при осуществлении грузовых и пассажирских перевозок и других работ и услуг, выполняемых автомобильным транспортом.
Таким образом, организация общественного питания самостоятельно должна решить, руководствуется она Нормами, утвержденными Минтрансом России, или устанавливает свои собственные нормы расходы ГСМ. При этом во втором случае нужно быть готовым к тому, что свою позицию придется отстаивать в суде. Отметим лишь, что значения нормативов, приведенные Минтрансом России в документе, технически обоснованны и подтверждены испытаниями, а большое количество поправочных коэффициентов позволяет скорректировать расход ГСМ до того значения, которое должно быть при соответствующих условиях эксплуатации автомобиля.
Н. В.Лебедева
Консалтинговая группа "Аюдар"
27.02.2010