Физическое лицо приобрело малолитражный автомобиль и получило топливную карту в подарок. Облагается ли сумма на данной карте НДФЛ?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 26 февраля 2010 г. N 20-14/4/019892@

Согласно Распоряжению Правительства Москвы от 23.07.2008 N 1668-РП "О проведении эксперимента по стимулированию использования жителями города Москвы малолитражных автомобилей" в качестве мер, направленных на стимулирование использования малолитражных автомобилей, жителям Москвы предоставляется топливная карта на сумму 24 000 руб. в случае приобретения ими малолитражных автомобилей, первично зарегистрированных в органах Госавтоинспекции и поставленных на учет подразделениями ГИБДД г. Москвы с 1 октября 2008 г.

На основании пп. 5.1 и 5.2 п. 5 Распоряжения Департаменту транспорта и связи г. Москвы поручено выступить государственным заказчиком по выбору топливной компании для обеспечения владельцев малолитражных автомобилей топливными картами и осуществить финансирование услуг по предоставлению топливных карт за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете г. Москвы на 2008-й и последующие годы по статье "Мероприятия по сокращению выбросов в атмосферу загрязняющих веществ".

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой на основании ст. 212 НК РФ.

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится, в частности, оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.

На основании п. 2 ст. 11 НК РФ организациями являются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации. А лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации, признаются налоговыми агентами (п. 1 ст. 24 НК РФ).

Согласно ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации признаются налоговыми агентами.

Исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога.

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.

При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.

Порядок, обеспечивающий соблюдение налоговыми агентами положений гл. 23 НК РФ, установлен в ст. 230 НК РФ.

В данном случае физическое лицо в порядке дарения получило топливную карту на сумму 24 000 руб. Следовательно, указанный подарок в целях налогообложения признается доходом, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, с которого лицом, признанным в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ налоговым агентом, должен быть удержан налог.

Учитывая, что предоставление жителям г. Москвы топливных карт осуществлялось за счет средств субъекта РФ, по поручению которого Департамент транспорта и связи г. Москвы выступал государственным заказчиком по выбору топливной компании для обеспечения владельцев малолитражных автомобилей топливными картами и осуществлял финансирование услуг по их предоставлению, а подразделения ГИБДД - выдачу данных карт по месту регистрации автомобилей, удержание налога с дохода, полученного физическим лицом в натуральной форме, невозможно в связи с отсутствием факта выплаты физическому лицу каких-либо денежных средств, за счет которых могло быть произведено удержание суммы налога.

Вместе с тем г. Москва как субъект Российской Федерации, выступающий в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами, не является организацией и не может быть налоговым агентом.

В свою очередь, Департамент транспорта и связи г. Москвы и подразделения ГИБДД г. Москвы, участвовавшие в организации проводимого Правительством Москвы эксперимента по стимулированию использования жителями столицы малолитражных автомобилей, в отношении данного вида дохода не признаются налоговыми агентами, поскольку предоставление топливных карт осуществлялось за счет средств, предусмотренных в бюджете г. Москвы.

Таким образом, указанные российские организации не обязаны вести учет такого дохода, исчислять, удерживать у налогоплательщика и уплачивать сумму налога либо направлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика, а также выдавать по заявлениям физических лиц справки по форме 2-НДФЛ.

В этом случае физические лица, получившие такой вид дохода, в соответствии с положениями ст. ст. 228 и 229 НК РФ самостоятельно производят исчисление и уплату НДФЛ в соответствующий бюджет.

Кроме того, данные физические лица обязаны представить налоговую декларацию по НДФЛ не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, и не позднее 15 июля того же года уплатить исчисленную сумму налога (ст. ст. 228 и 229 НК РФ).

Также по операциям приема и перечисления налоговых платежей физических лиц, по которым налоговыми органами не осуществляется выставление налоговых требований, вместо бланка формы N ПД-4 (налог) введен бланк "Заявление физического лица на перевод денежных средств", на основании которого подразделения Сбербанка России ОАО г. Москвы осуществляют прием платежей.

Данный бланк и порядок его заполнения размещены на сайте УФНС России по г. Москве www. r77.nalog. ru (рубрика "Физическим лицам. Дополнительная информация"). Физическое лицо - налогоплательщик может получить реквизиты для заполнения указанного документа в налоговом органе по месту своего учета.

Заместитель

руководителя Управления

советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

Е. А.ОСТАНИНА

26.02.2010