Следует ли организации включать в состав внереализационных доходов по налогу на прибыль суммы компенсации, полученные при изъятии у нее для государственных или муниципальных нужд земельного участка, находящегося в собственности?

Ответ: Отношения, связанные с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определены в ст. ст. 279 - 281 Гражданского кодекса РФ.

Земельный участок, согласно п. 1 ст. 279 ГК РФ, может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Выкупная цена, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок (п. 1 ст. 281 ГК РФ).

При определении выкупной цены в нее в соответствии с п. 2 ст. 281 ГК РФ включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Основания и порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных изъятием земельных участков, установлены Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 262.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль для российских организаций согласно п. 1 ст. 247 Налогового кодекса РФ признается полученная прибыль, которая исчисляется как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

К доходам в целях налогообложения прибыли относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы (п. 1 ст. 248 НК РФ).

Доходы от реализации определяются в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, а внереализационные доходы - ст. 250 НК РФ.

Статьей 251 НК РФ установлен закрытый перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Указанный перечень не содержит такого вида доходов, как компенсация выкупной стоимости земельного участка при его изъятии для государственных и муниципальных нужд.

В связи с этим доходы в виде суммы компенсации, полученной организацией при изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд, подлежат налогообложению налогом на прибыль в общеустановленном порядке.

Данной позиции придерживается Минфин России (Письма от 16.07.2009 N 03-03-06/1/474, от 05.12.2008 N 03-03-06/1/678, от 13.03.2008 N 03-03-06/4/15), а также налоговые органы (Письма УФНС России по г. Москве от 28.04.2009 N 16-15/041707@, от 08.10.2008 N 20-12/094106, от 29.08.2008 N 20-12/082055, от 28.03.2007 N 20-12/031917).

При этом, по мнению финансового ведомства, средства, полученные организациями в качестве платы за изымаемый земельный участок, а также в погашение убытка (включая упущенную выгоду), полученного в результате изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, рассматриваются для целей налогообложения как внереализационные доходы.

Налоговые органы при квалификации компенсации, полученной организацией при изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд, в качестве внереализационного дохода применяют п. 3 ч. 2 ст. 250 НК РФ, в соответствии с которым к внереализационным доходам относятся суммы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.

Однако позиция финансового ведомства и налоговых органов не является бесспорной по следующим основаниям.

В силу ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, определяемая в соответствии с гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" и 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.

Пунктом 1 ст. 57 Земельного кодекса РФ установлено, что убытки, в том числе упущенная выгода, возникшие при изъятии участка, компенсируются в полном объеме.

При этом, как уже было отмечено выше, земельный участок, согласно п. 1 ст. 279 ГК РФ, может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. При определении выкупной цены в нее в соответствии с п. 2 ст. 281 ГК РФ включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Следовательно, компенсация, выплачиваемая организации в случаях изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд, не соответствует понятию, приведенному в ст. 41 НК РФ, поскольку выкупная цена изымаемого имущества представляет собой равноценное возмещение его стоимости и не влечет возникновения у собственника изымаемого земельного участка какой-либо экономической выгоды.

Таким образом, в случае обложения налогом на прибыль сумм компенсации, выплачиваемых организации при изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд, нарушается принцип полного возмещения убытков.

Кроме того, исходя из буквального толкования положения п. 3 ч. 2 ст. 250 НК РФ распространяются на случаи нарушения договорных обязательств, основным принципом которых является равенство сторон. В случае принудительного изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд прекращение права собственности на земельный участок не зависит от волеизъявления собственника земельного участка. Изъятие осуществляется на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, а компенсация выплачивается в силу требований законодательства в соответствии с заключенным соглашением.

Следовательно, сумма компенсации, выплачиваемая организации в случаях изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд, не подлежит включению в налоговую базу по налогу на прибыль.

Аналогичные выводы содержатся в Постановлениях ФАС Московского округа от 09.07.2008 N КА-А41/5975-08, ФАС Северо-Западного округа от 15.01.2007 по делу N А56-11621/2006 (Определением ВАС РФ от 04.07.2007 N 5047/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Западно-Сибирского округа от 15.04.2009 N Ф04-2207/2009(4504-А70-49), Президиума ВАС РФ от 23.06.2009 N 2019/09 по делу N А32-7432/2007-56/191-2008-56/23.

Учитывая вышеизложенное, а также сложившуюся арбитражную практику на уровне ВАС РФ, считаем, что сумма компенсации, полученная организацией при изъятии у нее для государственных или муниципальных нужд земельного участка, не подлежит включению в состав внереализационных доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Вместе с тем организация вправе самостоятельно принять решение с учетом приведенных разъяснений.

К. В.Анатолити

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

26.02.2010