Уполномоченным органом юридического лица (далее - организация) принято решение о ликвидации организации. Необходимо ли об этом сообщать в территориальный орган Пенсионного фонда РФ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"? Обязательно ли организации при данном сообщении использовать форму N Р15001 "Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица", утвержденную Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439? Необходимо ли прикладывать к уведомлению решение о ликвидации?

Ответ: Плательщики страховых взносов определяются в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ организации являются плательщиками страховых взносов.

В силу ч. 1 ст. 3 Закона N 212-ФЗ территориальные органы ПФР являются органами, осуществляющими контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.

В соответствии с ч. 3 ст. 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов - организации обязаны письменно сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения организации о ликвидации организации в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Таким образом, Законом N 212-ФЗ предусмотрено, что при принятии уполномоченным органом организации решения о ликвидации об этом необходимо сообщить в территориальный орган ПФР по месту нахождения организации в течение трех дней со дня принятия такого решения именно в письменной форме.

Следует учитывать, что иных требований к данному сообщению, кроме как его письменная форма, Законом N 212-ФЗ не предусмотрено. Законом N 212-ФЗ также не установлены обязательные требования к содержанию данного сообщения. Кроме того, Законом N 212-ФЗ не установлено, что форма сообщения организации подлежит официальному утверждению каким-либо государственным органом (например, Пенсионным фондом РФ или Министерством здравоохранения и социального развития РФ).

С учетом этого плательщики страховых взносов могут направлять письменные сообщения территориальным органам Пенсионного фонда РФ в произвольной (письменной) форме.

Полагаем, что в направляемом сообщении целесообразно указать полное наименование организации, ИНН, КПП, регистрационный номер в ПФР, реквизиты принятого решения о ликвидации.

Кроме того, плательщикам взносов возможно посетить интернет-сайты территориальных органов ПФР. На своих интернет-сайтах некоторые территориальные органы ПФР размещают формы таких сообщений, которые рекомендуют использовать плательщикам. Вместе с этим территориальные органы Пенсионного фонда РФ вправе лишь рекомендовать плательщикам использовать определенные формы письменных сообщений, но не обязывать плательщиков применять именно их.

Обращаем внимание, что п. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Согласно преамбуле Постановления Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" форма N Р15001 "Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица" была утверждена Правительством РФ в соответствии с Законом N 129-ФЗ.

Вместе с этим Законом N 212-ФЗ не предусмотрено, что при взаимодействии плательщиков страховых взносов с территориальными органами ПФР организации должны применять формы, утвержденные Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ о государственной регистрации юридических лиц, в частности с Законом N 129-ФЗ.

Таким образом, при письменном сообщении территориальному органу ПФР о принятии уполномоченным органом юридического лица решения о ликвидации применять форму N Р15001 "Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица", утвержденную Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439, организации не должны. Кроме того, Законом N 212-ФЗ не установлено, что организации при направлении письменного сообщения должны прикладывать к нему решение о ликвидации.

Фактически в силу ч. 3 ст. 28 Закона N 212-ФЗ при сообщении территориальному органу ПФР о принятом решении о ликвидации организации к форме такого сообщения предъявляется единственное условие - письменная форма.

Д. И.Покшан

Пенсионный фонд РФ

25.02.2010