Налоговый орган, выявив ошибки в налоговой декларации, направил налогоплательщику требование о представлении дополнительных документов в рамках камеральной проверки через четыре месяца после подачи декларации. Является ли данное требование правомерным?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 88 Налогового кодекса РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Поскольку НК РФ не предусмотрено продление камеральной налоговой проверки, следовательно, максимальный срок ее проведения установлен в три месяца со дня представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета).

Минфин России в Письме от 18.02.2009 N 03-02-07/1-75 также подтвердил, что максимальный срок проведения камеральной налоговой проверки составляет три месяца и данный срок является пресекательным, поэтому налоговый орган вправе истребовать документы, необходимые для проведения камеральной налоговой проверки, только в ходе ее проведения.

Однако ранее арбитражные суды высказывали иную точку зрения. Так, в п. 9 Информационного письма от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации" Президиум ВАС РФ указал, что установленный указанной статьей НК РФ срок не является пресекательным и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию.

Руководствуясь изложенной позицией, суды приходили к выводу, что из закона не вытекает, что по истечении трехмесячного срока налоговый орган утрачивает право на проведение проверки и совершение связанных с ее проведением действий, в частности истребование документов, а НК РФ не содержит нормы, освобождающей налогоплательщика от обязанности представить документы на основании законного требования налогового органа (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 18.09.2007, 25.09.2007 N КА-А40/9481-07, ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.08.2008 N А19-1185/08-40-04АП-Ф02-1491/08, ФАС Поволжского округа от 13.10.2005 N А65-393/2005-СА1-37).

Позднее ВАС РФ обратил внимание на то, что при разрешении аналогичных споров отсутствует единообразие в вопросах толкования и применения положений действующего налогового законодательства при схожих обстоятельствах. Так, в Определении от 24.09.2009 N ВАС-10349/09 он поддержал организацию, которая отказалась выполнить требование о представлении документов, направленное через 11 месяцев после подачи налоговой декларации, и передал в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора судебные акты, признавшие несостоятельными доводы организации о том, что налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика документы только в период проведения камеральной налоговой проверки, поскольку установленный законом трехмесячный срок для проведения камеральной налоговой проверки не является пресекательным и истечение этого срока не препятствует выявлению инспекцией фактов неуплаты налогов, принятию мер по их принудительному взысканию, как и не является основанием для неисполнения налогоплательщиком требований налогового органа о представлении документов, необходимых для проведения налоговой проверки.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 N 10349/09 по данному делу, отменившем все принятые судебные акты, указано, что в установленный для проведения камеральной налоговой проверки трехмесячный срок налоговый орган обязан осуществлять проверочные мероприятия в отношении принятой им налоговой декларации, в которой заявлена к возмещению сумма налога, а налогоплательщик вправе предполагать, что у налогового органа нет сомнений в правомерности применения заявленных в декларации налоговых вычетов, если в срок, установленный п. 2 ст. 88 НК РФ для проведения камеральной налоговой проверки, налоговый орган не обращается к нему с требованием представить документы, подтверждающие их обоснованность.

В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что при отказе представить документы после истечения срока, установленного для камеральной проверки, у организация есть шанс отстоять свою позицию в суде.

Е. А.Мартынова

Минфин России

25.02.2010