Бюджетным учреждением проводится открытый аукцион на оказание услуг для государственных нужд. В соответствии с документацией об аукционе заявка на участие в аукционе должна содержать решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копию такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой. Организация (ООО) подала заявку на участие в аукционе. В составе заявки организация представила копии учредительных документов, в соответствии с которыми ее уставный капитал составляет 90 000 (девяносто тысяч) руб. Аукционная комиссия приняла решение отказать организации в допуске к участию в аукционе по следующему основанию: "На основании п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ заявка не соответствует требованиям к документации об аукционе, так как в ней отсутствует решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения". При этом в качестве обоснования для такого решения указано, что в соответствии с документацией об аукционе заказчиком установлено требование об обеспечении заявки на участие в аукционе; размер обеспечения должен составить 5 (пять) процентов от начальной (максимальной) цены государственного контракта или 40 000 (сорок тысяч) руб., что более чем 25 (двадцать пять) процентов от стоимости имущества организации в соответствии с ее учредительными документами. Следовательно, обеспечение заявки на участие в аукционе является для организации крупной сделкой. Заявка организации на участие в аукционе не содержит решения об одобрении или о совершении крупной сделки. Правомерно ли решение аукционной комиссии?

Ответ: В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае непредставления документов, определенных ч. 3 ст. 25 (за исключением документов, предусмотренных пп. "г" п. 1 ч. 3, ч. 3.1 ст. 25), ч. 2 ст. 31.4 или ч. 2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, о работах, об услугах, о произведении литературы или искусства, об исполнении, о национальном фильме, соответственно на поставку, выполнение, оказание, создание которых либо финансирование проката или показа которого размещается заказ.

На основании ч. 2 ст. 12 Закона N 94-ФЗ отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в ч. 1 данной статьи случаев, не допускается.

Согласно пп. "д" п. 1 ч. 2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ заявка на участие в аукционе должна содержать решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копию такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставка товаров, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.

Исходя из п. 1 ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) крупной сделкой является сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет двадцать пять и более процентов стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении таких сделок, если уставом общества не предусмотрен более высокий размер крупной сделки. Крупными сделками не признаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества.

Как указано в п. 1 ст. 14 Закона N 14-ФЗ, уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников. Уставный капитал общества определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов.

Следовательно, определение того, крупной является сделка или нет, для целей Закона N 14-ФЗ связано со стоимостью имущества ООО, а не с размером уставного капитала ООО.

Исходя из изложенного решение аукционной комиссии, которая руководствовалась указанным в уставе ООО размером уставного капитала, неправомерно.

Подход, при котором сделка признается крупной, если размер обеспечения заявки превышает двадцать пять процентов уставного капитала участника размещения заказа, не соответствует законодательству.

Дополнительно отметим, что по смыслу Закона N 94-ФЗ, если решение об одобрении (или о совершении) крупной сделки в составе заявки на участие в аукционе не представлено, поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта не являются для участника крупной сделкой.

Таким образом, указанное решение неправомерно.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

24.02.2010