Об исчислении размера госпошлины (нотариального тарифа) за совершение нотариальных действий, в том числе за выдачу свидетельства о праве на наследование здания, сооружения, помещения, исходя из инвентаризационной стоимости

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 31 декабря 2013 г. N 03-05-06-03/58580

В связи с письмом по вопросу о правомерности исчисления нотариального тарифа за совершение нотариальных действий, в том числе за выдачу свидетельства о праве на наследство, исходя из инвентаризационной стоимости, предоставленной Бюро технической инвентаризации, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

На основании пп. 5 п. 1 ст. 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для исчисления государственной пошлины по выбору плательщика может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный лицами, указанными в пп. 7 - 10 п. 1 ст. 333.25 Кодекса. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки).

Согласно пп. 8 п. 1 ст. 333.25 Кодекса стоимость недвижимого имущества, за исключением земельных участков, может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества по месту его нахождения.

В соответствии с ч. 1 и 2 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) с 1 марта 2008 г. до 1 января 2013 г. был установлен переходный период применения Федерального закона N 221-ФЗ к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее - переходный период). В переходный период положения Федерального закона N 221-ФЗ не применялись в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

До 1 января 2013 г. кадастровая деятельность в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства не осуществлялась (ч. 2 ст. 44 Федерального закона N 221-ФЗ).

Согласно ч. 2.3 и 3 ст. 432 Федерального закона N 221-ФЗ в переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляли органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в ранее установленном порядке осуществления государственного учета, подведомственные органу кадастрового учета государственные бюджетные учреждения в порядке осуществления государственного учета в переходный период.

В переходный период соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдавали кадастровые паспорта объектов недвижимости. Такие кадастровые паспорта оформлялись в соответствии с требованиями Федерального закона N 221-ФЗ.

Таким образом, с 1 января 2013 г. закончился переходный период применения норм Федерального закона N 221-ФЗ, регулирующих государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

С 1 января 2013 г. на всей территории Российской Федерации в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 1 сведения о ранее учтенных объектах недвижимости, которые имели инвентаризационную стоимость, включены в государственный кадастр недвижимости с определением соответствующей кадастровой стоимости объекта.

На основании ч. 8 ст. 47 Федерального закона N 221-ФЗ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с Федеральным законом N 221-ФЗ указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Федеральному закону N 221-ФЗ или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 г.

По мнению Департамента, учитывая, что на 1 января 2013 г. инвентаризационная стоимость объекта недвижимого имущества (квартиры) отсутствует, при исчислении размера государственной пошлины (нотариального тарифа) за совершение нотариальных действий, в том числе за выдачу свидетельства о праве на наследство на здания, сооружения, помещения, ранее установленная до 1 января 2013 г. инвентаризационная стоимость объекта недвижимого имущества не применяется.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И. В.ТРУНИН

31.12.2013