Вправе ли налоговые органы требовать у налогоплательщиков письменных разъяснений причин снижения налоговых платежей в текущем налоговом периоде по сравнению с предыдущим в ходе проведения камеральных проверок?
Ответ: На основании пп. 4 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
Как установлено п. 2 ст. 31 НК РФ, налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные НК РФ.
В силу п. 3 ст. 88 НК РФ, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Согласно п. 4 ст. 88 НК РФ налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
Следовательно, только при выявлении ошибок или противоречий в налоговой декларации налоговые органы вправе обратиться к налогоплательщику за разъяснениями показателей декларации. Можно сделать вывод о том, что сам по себе факт значительного уменьшения налоговой базы по сравнению с предыдущими периодами не означает наличия в декларации ошибок или неточностей.
Также налоговые органы, планируя выездные налоговые проверки, не оценивают такой показатель, как снижение налоговых платежей, если это обусловлено общим снижением результатов деятельности налогоплательщика. Такой вывод можно сделать из положений Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, на основании которой подготовлены Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.
Таким образом, налоговые органы не вправе требовать у налогоплательщиков письменных разъяснений причин снижения налоговых платежей в текущем налоговом периоде по сравнению с предыдущим в ходе проведения камеральных проверок, если в декларации не выявлено ошибок или противоречий между показателями.
Д. В.Комаров
Аппарат Комитета
Совета Федерации по бюджету
18.02.2010