В организации недавно заключили коллективный договор. Должна ли организация сообщать в какие-либо органы об этом? Подлежит ли он регистрации?

Ответ: Коллективный договор определяется как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя, и заключается работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 Трудового кодекса РФ). Статья 41 ТК РФ говорит, что содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.

После проведения переговоров в соответствии со ст. ст. 36 - 44 ТК РФ подписанный сторонами коллективный договор в силу ч. 1 ст. 50 ТК РФ направляется работодателем в соответствующий орган по труду (отделы или департаменты по труду, входящие в систему органов социальной защиты) для уведомительной регистрации. Таким образом, работодатель извещает данный орган о заключении договора в течение 7 дней со дня его подписания. Органы по труду, получив договор, проверяют его содержание на предмет соответствия трудовому законодательству. Напомним, что в силу ст. 9 ТК РФ он не может содержать условий, которые снижают уровень прав и гарантий, установленных для работника трудовым законодательством. Поэтому при выявлении условий, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством, орган по труду извещает работодателя об этом для устранения нарушения.

Одновременно о допущенных нарушениях трудовых прав работников орган по труду сообщает в государственную инспекцию труда.

Обратите внимание, что коллективный договор действует с момента подписания полномочными представителями или со дня, указанного в тексте, и его регистрация не влияет на юридическую силу и срок вступления в действие.

Т. В.Шадрина

Консалтинговая группа "Аюдар"

18.02.2010