Какие нюансы, связанные с участием в торгах на размещение госзаказа, необходимо учесть подрядной строительной организации, применяющей УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы"?

Ответ: Прежде всего отметим, что если в торгах участвуют организации-"упрощенцы" и организации - плательщики НДС, то первые оказываются в заведомо выигрышном положении. Дело в том, что участники, применяющие УСН, указывают цену без учета НДС и эти ценовые предложения сравниваются с ценой, предложенной участниками, начисляющими НДС. Вывод о том, что государственный или муниципальный контракт заключается по цене победителя аукциона (конкурса) вне зависимости от применяемой им системы налогообложения, подтвержден Письмами Минэкономразвития России от 10.11.2009 N Д22-1255, от 22.06.2009 N Д05-3114 и N Д05-3115, от 29.04.2009 N Д05-2144.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в случае утраты "упрощенцем" права на применение специального режима НДС со стоимости работ, выполненных для государственного или муниципального заказчика, придется уплатить в бюджет за счет собственных средств подрядной строительной организации, поскольку взыскать дополнительную сумму, равную размеру начисленного НДС, с заказчика не удастся (ч. 4.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.06.2009 N А17-3381/2008).

В зависимости от применяемой системы налогообложения имеются различия в признании расходов, связанных с участием в торгах. В частности, плательщики налога на прибыль вправе уменьшить налоговую базу на суммы документально подтвержденных затрат по уплате сбора за участие в конкурсе, приобретению тендерной документации и банковской гарантии. Причем сделать это можно даже в том случае, если торги проиграны. В случае возврата организаторами торгов сумм, внесенных участниками торгов за участие в тендере, подобные суммы у участника включаются в состав внереализационных доходов. Такие разъяснения содержатся в п. 2 Письма Минфина России от 16.01.2008 N 03-03-06/1/7, Письмах Минфина России от 07.11.2005 N 03-11-04/2/109 и от 31.10.2005 N 03-03-02/121, ФНС России от 18.11.2005 N ММ-6-02/961 и др.

Участники-"упрощенцы" с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" не могут учесть при определении налоговой базы затраты, связанные с участием в торгах, поскольку п. 1 ст. 346.16 НК РФ содержит закрытый перечень расходов и затраты, связанные с участием организации в торгах, в нем не поименованы. В данном случае результат торгов не имеет значения (расходы не учитываются при исчислении единого налога ни в случае победы, ни в случае проигрыша). Данный вывод подтвержден Письмами Минфина России от 13.05.2009 N 03-11-06/2/85 и от 02.07.2007 N 03-11-04/2/173.

Суммы задатка в целях определения налоговых баз не учитываются ни при общей, ни при упрощенной системе налогообложения. Напомним, что уплаченные "упрощенцем" в виде задатка денежные средства в периоде их перечисления не учитываются в расходах (п. 1.1 ст. 346.15, ст. 251 НК РФ), а в периоде возврата в случае проигрыша не включаются в доходы (Письма Минфина России от 10.12.2009 N 03-11-09/393 и от 11.10.2007 N 03-11-04/2/254).

Таким образом, применение той или иной системы налогообложения может оказать влияние на результаты торгов, а также на возможность учета в целях налогообложения понесенных участником расходов, связанных с участием в торгах.

Т. Ю.Кошкина

Консалтинговая группа "Аюдар"

18.02.2010