Могут ли споры, вытекающие из государственного контракта на поставку продукции для федеральных государственных нужд, быть предметом третейского разбирательства?

Ответ: В силу ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.

Согласно ч. 6 ст. 4 АПК РФ по соглашению сторон подведомственный арбитражному суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом.

Исходя из п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" (далее - Закон N 102-ФЗ) в третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.

Федеральный закон от 13.12.1994 N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (далее - Закон N 60-ФЗ) устанавливает общие правовые и экономические принципы и порядок формирования и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг для федеральных государственных нужд организациями независимо от форм собственности, а также основы обеспечения охраны продукции, поставляемой по государственному контракту, объектов, предназначенных для добычи, переработки, транспортирования, хранения такой продукции, иного необходимого для выполнения государственных контрактов имущества.

На основании п. 5 ст. 5 Закона N 60-ФЗ споры, возникающие между государственным заказчиком и поставщиком при заключении, изменении, расторжении и выполнении государственных контрактов на поставку продукции для федеральных государственных нужд, а также о возмещении понесенных убытков, рассматриваются в установленном законодательством порядке арбитражным судом.

Приведенная норма п. 5 ст. 5 Закона N 60-ФЗ представляет собой исключение из правила о передаче любого спора, вытекающего из гражданских правоотношений, в третейский суд по соглашению сторон, что соответствует п. 2 ст. 1 Закона N 102-ФЗ.

Третейский суд не является арбитражным судом.

Таким образом, споры, вытекающие из государственного контракта на поставку продукции для федеральных государственных нужд, не могут быть предметом третейского разбирательства. Данные споры подлежат рассмотрению только арбитражным судом.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

17.02.2010