При поступлении работника на работу в организацию по его письменному заявлению ему была оформлена новая трудовая книжка взамен утерянной. Работодатель ведет трудовую книжку в установленном порядке. Через некоторое время прежняя трудовая книжка была найдена, работник сообщил об этом работодателю. Должен ли работодатель вести на работника в такой ситуации одновременно две трудовые книжки?
Ответ: Согласно ст. 65 Трудового кодекса РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.
При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем.
В случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку.
Как установлено ст. 66 ТК РФ, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.
В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.
По желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках" утверждены Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (далее - Правила).
Как разъяснено в Письме Роструда от 30.04.2008 N 1026-6, работодатель по письменному заявлению работника оформляет ему трудовую книжку действующего образца и вносит в нее соответствующие записи. При оформлении новой трудовой книжки в нее вносятся сведения об общем и (или) непрерывном стаже работы работника до поступления к данному работодателю, подтвержденном соответствующими документами. Общий стаж работы записывается суммарно, то есть указывается общее количество лет, месяцев, дней работы без уточнения работодателя, периодов работы и должностей работника.
В действующем законодательстве не содержится запрета работнику иметь две (несколько) трудовых книжки одновременно. Однако из анализа ст. 66 ТК РФ и указанных Правил следует, что работодатель должен вести на одного работника одну трудовую книжку.
Ведение двух (нескольких) трудовых книжек на одного работника трудовым законодательством не предусмотрено.
Таким образом, работодатель не должен вести на работника в такой ситуации одновременно две трудовые книжки. При этом законодательством не закреплено, как работодателю следует поступать в рассматриваемом случае: продолжать вести новую трудовую книжку, оформленную данным работодателем, либо прекратить вести новую трудовую книжку, перенести соответствующие записи в предыдущую трудовую книжку. Представляется, что решение данного вопроса работодатель должен принять по согласованию с работником.
Следует отметить, что поскольку для оформления новой трудовой книжки сотрудник оформил письменное заявление с указанием соответствующей причины, то по аналогии для оформления записей о работе в данной организации в предыдущей трудовой книжке (вместо ведения новой трудовой книжки) также необходимо оформить соответствующее заявление.
Л. Л.Горшкова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
17.02.2010