Об упрощении налоговой отчетности и повышении эффективности налогового администрирования
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 17 февраля 2010 г. N ШС-20-3/219
Федеральная налоговая служба рассмотрела п. 7 предложений Российского союза промышленников и предпринимателей от 21.01.2010 N 55/07 (Письмо Аппарата Правительства Российской Федерации от 29.01.2010 N П13-2575) и сообщает следующее.
В качестве одной из мер, направленных на налоговое стимулирование инновационной активности, Российским союзом промышленников и предпринимателей названо упрощение налоговой отчетности и повышение эффективности налогового администрирования со стороны государства.
ФНС России поддерживает предложение об упрощении налоговой отчетности, сдаваемой налогоплательщиками в налоговые органы, и принимает непосредственное участие в проведении этой работы.
Так, в новой форме налоговой декларации по НДС (утв. Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н) существенно снижено число разделов и показателей, необходимых для заполнения этой декларации. При этом, как правило, налогоплательщики заполняют и представляют в налоговый орган только 3 листа декларации по НДС: титульный лист, общий разд. 1 (с итоговыми показателями по НДС) и разд. 3 (с краткой информацией, послужившей основанием для подведения общих итогов в разд. 1). Кроме того, налогоплательщиками не заполняются и не представляются в налоговые органы те разделы декларации, в которых подлежат отражению операции, не осуществляемые налогоплательщиком в налоговом периоде.
Приказом Минфина России от 29.12.2009 N 145н утверждены новая форма налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) и Порядок ее заполнения, предложения по которой были направлены ФНС России Письмом от 28.08.2009 N ШС-20-3/1262 в адрес Минфина России.
При внесении изменений в форму налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (Приказ Минфина России от 16.12.2009 N 135н) из нее исключен ряд показателей, а также урегулирован вопрос о составе декларации, представляемой отдельными категориями налогоплательщиков.
Однако простым сокращением количества показателей а налоговых декларациях проблема их упрощения не решается.
Согласно ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Указанная норма Налогового кодекса подтверждает, что содержание налоговых деклараций зависит от сложности налогового законодательства.
Особенно наглядно это прослеживается в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций. Помимо общей ставки налога и пониженных ставок в соответствии с законами субъектов Российской Федерации Налоговым кодексом и другими законодательными актами установлены льготные ставки для сельхозпроизводителей и резидентов особой экономической зоны. Три ставки налога установлены для налогообложения дивидендов, еще три - для операций с отдельными видами долговых обязательств. В свою очередь, наличие нескольких ставок налога требует отдельного расчета налоговых баз, к которым они применяются.
Кроме того, Налоговый кодекс предусматривает раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым установлен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка, что также требует отражения в налоговой декларации.
В Налоговом кодексе не установлено льгот по налогу на прибыль, однако предоставлен целый ряд налоговых преференций организациям, в том числе проявляющим инвестиционную и инновационную активность. Информация о таких налоговых преференциях должна содержаться в налоговых декларациях.
Таким образом, сокращение количества показателей в налоговых декларациях не освобождает налогоплательщиков от необходимости осуществлять расчет налоговой базы и налога в установленном Налоговым кодексом порядке. Различие состоит лишь в том, что указанный расчет не будет получен налоговым органом. Следовательно, заполнение меньшей по объему налоговой декларации не является для налогоплательщика более простым.
Сокращенная налоговая декларация не может рассматриваться и как более прозрачная, поскольку она не позволит налоговым органам осуществлять оперативный контроль за правильностью исчисления налогов и своевременным поступлением их в бюджеты разных уровней.
По мнению ФНС России, упрощение форм налоговой отчетности должно происходить по мере стабилизации налогового законодательства, упрощения порядка исчисления налогов и их уплаты.
Что касается вопроса повышения эффективности налогового администрирования, то ФНС России, выполняя свои полномочия в установленной сфере деятельности, создает условия для выполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов посредством совершенствования исполнения функций налогового администрирования.
Так, в последние годы значительно изменены подходы ФНС России к организации контрольной работы - акцент сделан на необходимости стимулирования налогоплательщиков к отказу от инструментов минимизации налогов и добровольном уточнении налоговых обязательств. Основным изменением в организации контрольной работы стало акцентирование деятельности сотрудников на проведении всестороннего анализа финансово-экономической деятельности налогоплательщиков и, как следствие, отказ от тотального контроля и переход к контролю, основанному на критериях риска.
ФНС России стремится к усилению аналитической составляющей контрольной работы налоговых органов в целях побуждения налогоплательщиков к добровольному уточнению своих налоговых обязательств. Так, по результатам контрольно-аналитической работы налоговых органов увеличены налоговые обязательства на 99,7 млрд руб., уменьшено убытков, заявленных налогоплательщиками в целях налогообложения, на сумму более 276 млрд руб.
В целях совершенствования организации работы налоговых органов, осуществления мер по повышению эффективности налогового администрирования, качества мероприятий налогового контроля ФНС России утверждена Концепция планирования выездных проверок, разработаны, утверждены и доведены до территориальных налоговых органов методические документы, регламентирующие порядок действий налоговых органов при планировании, подготовке и проведении налоговых проверок, а также мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками.
Кроме того, ФНС России ведется постоянная работа по разработке, внедрению и совершенствованию программного обеспечения, обеспечивающего автоматизацию процессов налогового администрирования.
Необходимо отметить, что принимаемые ФНС России меры к введению системы электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками (в том числе банками) также будут способствовать повышению эффективности налогового администрирования, существенно снизив трудозатраты как налоговых органов, так и налогоплательщиков.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С. Н.ШУЛЬГИН
17.02.2010