Вправе ли налогоплательщик отнести в состав расходов при исчислении налога на прибыль затраты по договору со специализированной организацией, согласно которому последняя пишет сценарий пресс-конференции и организовывает ее с привлечением сторонних организаций? Целью пресс-конференции является ознакомление существующих и потенциальных покупателей с новой продукцией организации с участием представителей прессы

Ответ: На основании п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ налогоплательщик вправе учесть в составе расходов при налогообложении прибыли документально подтвержденные и экономически обоснованные затраты.

При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

А под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

На основании пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 264 НК РФ.

К прочим расходам также могут относиться расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Пунктом 2 ст. 264 НК РФ установлено, что к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу относятся в том числе расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

При этом п. 4 ст. 264 НК РФ также устанавливается, что расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 настоящего пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Следует учесть, что не существует единой позиции о налоговом учете расходов на проведение пресс-конференций.

Так, в Решении Арбитражного суда г. Москвы от 16.10.2007 N А40-33244/07-109-122 суд указал на правомерность учета в составе представительских расходов затрат на проведение пресс-конференций, в ходе которых потенциальные покупатели знакомились с новой продукцией организации. Следует отметить, что данное Решение оставлено в силе Постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2008 N 09АП-17226/2007-АК, ФАС Московского округа от 02.07.2008 N КА-А40/5716-08 по делу N А40-33244/07-109-122.

УФНС России по г. Москве в Письме от 23.01.2009 N 19-12/004970 указывает на то, что в качестве расходов на рекламу могут учитываться затраты на буфетное обслуживание, осуществляемое во время проведения встреч и конференций с журналистами и другими представителями СМИ.

В Письме Минфина России от 03.10.2006 N 03-03-04/1/678 также говорится о том, что пресс-конференция не может рассматриваться как реклама в СМИ. Расходы на проведение пресс-конференции могут быть учтены в качестве рекламных в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации.

Таким образом, организация вправе учесть при налогообложении прибыли затраты на проведение пресс-конференции, в том числе на выплату вознаграждения по договору со специализированной организацией, подготовившей сценарий пресс-конференции и организовавшей ее. При этом организация вправе учесть такие расходы как в составе представительских, так и в составе расходов на рекламу, но важно иметь в виду, что и те и другие расходы учитываются при налогообложении прибыли в пределах норм, которые установлены ст. 264 НК РФ.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

16.02.2010