Муниципальным бюджетным учреждением проводится открытый аукцион на выполнение работ для муниципальных нужд. Условиями документации об аукционе предусмотрено требование обеспечения заявки, подаваемой на участие в аукционе. В документации об аукционе указано, что в том случае, если перевод денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе осуществляется участником размещения заказа при помощи системы "Банк-Клиент", факт внесения денежных средств в обеспечение заявки на участие в аукционе подтверждается оригинальной выпиской из банка, подтверждающей перевод денежных средств. Соответствующее платежное поручение с отметкой банка об оплате (квитанция в случае наличной формы оплаты, оригинальная выписка из банка в случае внесения соответствующих денежных средств при помощи системы "Банк-Клиент") должно быть подано участником размещения заказа в составе документов, входящих в заявку на участие в аукционе. Могут ли быть признаны неправомерными указанные требования в части представления оригинальной выписки из банка?
Ответ: На основании ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Согласно ч. 1 ст. 35 Закона N 94-ФЗ для участия в аукционе участник размещения заказа подает заявку на участие в аукционе в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе.
Подпунктом "а" п. 3 ч. 2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ предусмотрено, что заявка на участие в аукционе должна содержать документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, в случае если в документации об аукционе содержится указание на требование обеспечения такой заявки (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, или копию такого поручения).
В силу ч. 3 ст. 35 Закона N 94-ФЗ требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных ч. 2 данной статьи документов и сведений, не допускается. Требовать от участника размещения заказа представления оригиналов документов не допускается.
Учитывая данные нормы, требования документации об аукционе о представлении оригинальной выписки из банка не соответствуют пп. "а" п. 3 ч. 2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ и ч. 3 ст. 35 Закона N 94-ФЗ, выписка из банка не является документом, подтверждающим внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе.
Таким образом, указанные требования в части представления оригинальной выписки из банка могут быть признаны неправомерными.
Следует дополнительно отметить, что в судебной практике существует аналогичная точка зрения в отношении признания судом неправомерным подобного требования, установленного в конкурсной документации (см., например, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2009 N 17АП-2990/2009-АК). Как правильно было в данном случае установлено судом, платежное поручение содержит все необходимые реквизиты, в том числе назначение платежа и банковский счет. Следовательно, законных оснований для непринятия платежного поручения в качестве документа, подтверждающего внесение денежных средств, у комиссии по размещению муниципального заказа не имелось.
Л. Л.Горшкова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
13.02.2010