Авиакомпания продает билеты на самолет. При этом билеты с одним и тем же классом обслуживания продаются по разным ценам. Например, в понедельник стоимость билета в экономическом классе составляет 5000 руб., а во вторник 12 000 руб., что превышает стоимость билета, купленного в понедельник, более чем на 20 процентов. Вправе ли налоговый орган в такой ситуации применить положения п. 3 ст. 40 НК РФ и доначислить налоги?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 40 Налогового кодекса РФ налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

При этом если цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги (п. 3 ст. 40 НК РФ).

При определении рыночной цены учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:

- сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);

- маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;

- и др.

Также следует отметить, что ни одним законодательным актом термин "маркетинговая политика" не определен и зачастую этот термин ассоциируют с системой скидок. Однако же это понятие значительно более сложное, включающее в себя и ценовую, и сбытовую, и снабженческую политику. Наиболее полное представление о маркетинговой политике, по нашему мнению, нашло отражение в Методических рекомендациях по реформе предприятий (организаций), утвержденных Приказом Минэкономики России от 01.10.1997 N 118. По нашему мнению, значительная разница в цене на авиабилеты - не что иное, как часть маркетинговой политики. Также значительную разницу в цене на билеты можно обосновать спецификой бизнеса, которая, в частности, может заключаться в том, что есть какие-то более предпочтительные дни недели (месяца) для полетов и, соответственно, менее.

В соответствии с Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Минтранса России от 25.09.2008 N 155 (далее - Правила), а именно с п. 17 разд. IV "Применение пассажирских тарифов", по классам обслуживания пассажирские тарифы подразделяются на тарифы экономического класса, тарифы бизнес-класса, тарифы первого класса. Согласно п. 18 Правил в каждом классе обслуживания может быть установлено несколько пассажирских тарифов, различающихся по уровню тарифа и (или) условиям применения тарифа.

Таким образом, по нашему мнению, отклонение более чем на 20 процентов в цене на авиабилеты может быть вызвано спецификой бизнеса (в том числе маркетинговой политикой компании), следовательно, оснований для доначисления в соответствии с п. 3 ст. 40 НК РФ налога не имеется.

Г. Н.Афиногенова

Референт государственной

гражданской службы РФ

3 класса

12.02.2010