Каков срок давности привлечения организации к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ, если работа в организации сопряжена с вредными и опасными условиями труда, однако работники не проходят периодические медицинские осмотры?

Ответ: В соответствии со ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 380-ФЗ)) нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 380-ФЗ) предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, патентного, антимонопольного, бюджетного, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего), об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о рекламе, об электроэнергетике, о лотереях, о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, а также за нарушение иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), законодательства о несостоятельности (банкротстве), о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, о противодействии коррупции, об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Исходя из ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

В п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

Согласно п. 3 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками.

Как указано в п. 2.13 Санитарно-эпидемиологических правил "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту. СП 2.2.2.1327-03" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 23.05.2003), введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.05.2003 N 100, рабочие и служащие, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из изложенного нарушение организацией указанной нормы, если работники, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, не проходят периодические медицинские осмотры, может повлечь привлечение к ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ.

При этом данное правонарушение будет являться длящимся, следовательно, срок давности по нему, учитывая положения ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 380-ФЗ), составляет два месяца со дня его обнаружения.

Арбитражный суд Свердловской области в Решении от 06.03.2008 N А60-2642/2008-С6 (Постановлением ФАС Уральского округа от 11.08.2008 N Ф09-5662/08-С1 данное Решение и Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2008 N 17АП-2493/2008-АК по данному делу оставлены без изменения) пришел к выводу, что правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.3 КоАП РФ, относится к категории длящихся правонарушений. Днем обнаружения административным органом нарушения заявителем законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения является день составления акта проверки.

Законом N 380-ФЗ в КоАП РФ внесены изменения.

Согласно ст. 6.3 КоАП РФ (в ред. Закона N 380-ФЗ) административная ответственность установлена за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Кроме того, Законом N 380-ФЗ ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ дополнена указанием, что за нарушение законодательства об охране здоровья граждан в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

В соответствии со ст. 3 Закона N 380-ФЗ данный Закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" 30.12.2009).

Таким образом, срок давности привлечения организации к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ, если работа в организации сопряжена с вредными и опасными условиями труда, однако работники не проходят периодические медицинские осмотры, составляет:

- до 31.03.2010 - два месяца со дня обнаружения административного правонарушения;

- после 31.03.2010 - один год со дня обнаружения административного правонарушения.

В рассматриваемой ситуации следует применять редакцию ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, действующую на момент обнаружения административного правонарушения.

В. В.Духанин

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

11.02.2010