Организация, применяющая общую систему налогообложения, осуществляет деятельность по оптовой продаже запчастей к буровым установкам юридическим лицам за безналичный расчет, а также оказывает услуги по ремонту запчастей для буровых установок и установке этих запчастей на грузовые автомобили. При этом ею выставляются документы на реализацию запчастей (формы N ТОРГ-12 и счета-фактуры) и документы на оказание услуг (счета-фактуры с НДС и акты выполненных работ). Подлежат ли услуги по ремонту и установке запчастей переводу на ЕНВД?
Ответ: Как следует из вопроса, организация занимается продажей запчастей к буровым установкам, которые устанавливаются на грузовые автомобили. Согласно пп. 3 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ в отношении оказания услуг по ремонту, техобслуживанию и мойке автотранспортных средств по решению представительных органов муниципальных образований может вводиться система налогообложения в виде ЕНВД. При этом в соответствии со ст. 346.27 НК РФ к данным услугам относятся платные услуги, оказываемые как физическим лицам, так и организациям по перечню услуг, предусмотренному Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН).
Вопрос о том, должен ли уплачиваться ЕНВД при ремонте буровых установок, которые смонтированы на базе грузовых автомобилей, является спорным, и на этот счет имеются противоположные точки зрения, изложенные в рамках одного ведомства - Минфина России.
С одной стороны, в Письме от 09.12.2008 N 03-11-04/3/553 указывается, что согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", которым утверждены Правила госрегистрации автомототранспортных средств, все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч и предназначенные для движения по автодорогам общего пользования, должны регистрироваться в ГИБДД. В связи с этим налогоплательщики, которые осуществляют предпринимательскую деятельность по ремонту подобной техники (например, автокранов, автогидроподъемников и т. п.), зарегистрированной в органах ГИБДД, переводятся на уплату ЕНВД.
В пользу этой точки зрения свидетельствует также тот аргумент, что понятие транспортного средства приведено в ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". Как указано в данном Законе, транспортное средство - это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Следовательно, буровая установка, смонтированная на грузовом автомобиле, все же должна признаваться транспортным средством.
С другой же стороны, в более ранних разъяснениях Минфина России (Письмо от 17.01.2005 N 03-06-05-04/04) отмечалось, что понятие транспортных средств для целей ЕНВД дано в ст. 346.27 НК РФ - это автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). Кроме того, в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359) спецтехника на автомобильном ходу относится к разд. 14 0000000 "Машины и оборудование", а не к разд. 15 0000000 "Средства транспортные". Например, для передвижных буровых установок для геофизического и структурно-поискового бурения предусмотрен код по ОКОФ 14 2928222. Следовательно, буровые установки, смонтированные на грузовом автомобиле, транспортными средствами признаваться не должны и ЕНВД в отношении услуг по их ремонту не уплачивается.
Таким образом, учитывая изложенные точки зрения, можно сделать вывод, что в отношении осуществляемого организацией данного вида деятельности сложилась противоречивая ситуация.
Налогоплательщику следует учитывать, что исходя из ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается НК РФ, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга устанавливаются виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного п. 2 ст. 346.26 НК РФ.
Таким образом, переход на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход не зависит от волеизъявления налогоплательщика, а обусловлен осуществляемым им видом предпринимательской деятельности, в отношении которого подлежит применению ЕНВД.
Поэтому в данной ситуации, прежде всего, можно дать рекомендацию налогоплательщику обратиться в компетентные органы за получением официального разъяснения о том, подлежит ли осуществляемый им вид деятельности переводу на ЕНВД. Следует напомнить, что Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения (п. 1 ст. 34.2 НК РФ). Однако, для того чтобы разъяснение Минфина России могло быть условием для освобождения налогоплательщика от привлечения к ответственности в случае возникновения спора с налоговым органом, оно должно быть оформлено в виде ответа конкретному налогоплательщику исходя из конкретных условий сложившейся у него ситуации. В случае если налогоплательщик в данном случае примет самостоятельное решение о том, уплачивать ему единый налог или нет, возможно возникновение споров с налоговыми органами, которые будут разрешаться в судебном порядке.
А. В.Блинов
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
11.02.2010