Может ли организация, занимающаяся разработкой месторождения полезных ископаемых, быть привлечена к административной ответственности за пользование недрами с нарушением требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и условий, установленных лицензией?

Ответ: В соответствии с п. п. 2 и 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых, а также выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Пунктом 16.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением ВС РФ от 15.07.1992 N 3314-1, также установлено, что владельцы лицензии обязаны соблюдать требования технических проектов и схем развития горных работ.

На основании ст. 23.2 Закона N 2395-1 разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.

Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

При этом в силу ст. 11 Закона N 2395-1 лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Как установлено ст. 7 Закона N 2395-1, в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта в соответствии со ст. 23.2 Закона N 2395-1 документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.

Исходя из ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 380-ФЗ)) пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Из анализа норм Закона N 2395-1 следует, что соблюдение требований технических проектов и выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, являются разными обязанностями пользователя недр.

В ст. 7.3 КоАП РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 380-ФЗ) прямо не указано, что административная ответственность наступает за пользование недрами с нарушениями требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

В то же время ФАС Уральского округа в Постановлении от 04.08.2009 N Ф09-5595/09-С1, удовлетворяя требование организации о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 7.3 КоАП РФ по причине того, что оспариваемое постановление не содержит сведений о том, какое виновное действие либо бездействие допустила организация, какие меры она должна была предпринять, но не предприняла, а также выводов о том, что у организации имелась возможность для соблюдения условий лицензии на право пользования недрами, отметил, что организацией допущено нарушение требований проектной документации, лицензионного соглашения, п. п. 2, 10 ч. 2 ст. 22, ч. 1 ст. 23.2 Закона N 2395-1.

Арбитражный суд Пермской области в Постановлении апелляционной инстанции от 18.04.2006, 17.04.2006 N А50-2836/2006-А15 отказал в удовлетворении заявления организации о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по ст. 7.3 КоАП РФ, отметив, что в данном случае (по вмененному составу правонарушения) существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав административного правонарушения является формальным), а в неисполнении организацией своих обязанностей, предусмотренных формальными требованиями п. п. 2, 4, 5, 10 ч. 2 ст. 22 Закона N 2395-1, что посягает на установленный порядок в области охраны окружающей природной среды и природопользования.

Учитывая данную судебную практику, можно сделать вывод, что организация может быть привлечена к административной ответственности по ст. 7.3 КоАП РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 380-ФЗ) в случае, если ею при пользовании недрами не соблюдены требования технических проектов и не выполнены условия, установленные лицензией (т. е. допущено нарушение п. п. 2 и 10 ч. 2 ст. 22 Закона N 2395-1).

Законом N 380-ФЗ ст. 7.3 КоАП РФ изложена в новой редакции.

Согласно ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ (в ред. Закона N 380-ФЗ) пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии со ст. 3 Закона N 380-ФЗ данный Закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" 30.12.2009).

Таким образом, организация, занимающаяся разработкой месторождения полезных ископаемых, может быть привлечена к административной ответственности за пользование недрами с нарушением требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и условий, установленных лицензией, как до 31.03.2010 (по ст. 7.3 КоАП РФ), так и после указанной даты (по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ), при этом после 31.03.2010 размер ответственности существенно увеличен.

А. Л.Кудрявцева

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

10.02.2010