По внешнеторговому контракту на поставку товаров организация ввезла на территорию России из Эквадора партию свежих фруктов (бананов), соответствующих коду товара по ТН ВЭД ТС 0803 90 100 0. Организация уплатила таможенные платежи в полном объеме, но, по информации таможенного органа, на счета Федерального казначейства суммы уплаченных таможенных платежей в полном объеме не поступили

Может ли организация в качестве способа обеспечения уплаты таможенных платежей избрать залог имущества, предметом которого будет являться ввозимый товар (партия свежих фруктов (бананов)), учитывая, что понятие товара, подвергающегося быстрой порче, нормативно не закреплено?

Ответ: Организация вправе выбрать любой из способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, в том числе залог имущества. При выборе залога имущества в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов таможенным органом будет рассмотрено предложение о заключении договора о залоге имущества в установленном порядке и принято соответствующее решение с учетом сроков годности и условий хранения предмета залога.

В случае избрания в качестве предмета залога имущества партии свежих фруктов с учетом ограниченного срока их годности, а также необходимости соблюдения специальных температурных режимов, иных условий хранения для сохранения товарных и потребительских качеств товара в заключении договора о залоге имущества таможенным органом будет отказано.

Обоснование: В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 85 Таможенного кодекса Таможенного союза исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается, кроме прочего, в иных случаях, предусмотренных ТК ТС, международными договорами и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза.

Согласно п. 1 ст. 86 ТК ТС уплата таможенных пошлин, налогов обеспечивается следующими способами:

денежными средствами (деньгами);

банковской гарантией;

поручительством;

залогом имущества.

Законодательством государств - членов Таможенного союза могут быть предусмотрены иные способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Пунктом 2 ст. 86 ТК ТС предусмотрено, что плательщик вправе выбрать любой из способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, указанных в п. 1 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 3 ст. 137 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов может быть предоставлено для целей выпуска товара в случае непоступления и (или) поступления не в полном объеме на счет Федерального казначейства и (или) счет, определенный международным договором государств - членов Таможенного союза, уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов.

Согласно ч. 1 ст. 140 Федерального закона залог имущества оформляется договором о залоге имущества между таможенным органом и плательщиком таможенных пошлин, налогов.

Частью 2 ст. 140 Федерального закона предусмотрено, что к правоотношениям, связанным с заключением договора о залоге имущества, выполнением обязательств, обеспеченных залогом, обращением взыскания на заложенное имущество, прекращением залога, применяются положения гражданского законодательства Российской Федерации и настоящего Федерального закона.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 140 Федерального закона предметом залога может быть имущество, которое в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации может являться предметом залога, за исключением, кроме прочего, товаров, подвергающихся быстрой порче, животных.

Действительно, не получило нормативного закрепления понятие товара, подвергающегося быстрой порче.

В связи с этим представляется возможным, воспользовавшись аналогией права, обратить внимание на Положение о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19.11.2003 N 694 (далее - Положение).

В соответствии с абз. 2 п. 1 Положения при решении вопроса об отнесении вещей к категории подвергающихся быстрой порче следует руководствоваться перечнями (списками), установленными соответствующими нормативными правовыми актами.

Кроме того, согласно п. 2 Положения в целях настоящего Положения к изъятым вещам, подвергающимся быстрой порче, относятся:

вещи с ограниченным сроком годности, если этот срок истекает либо есть основания полагать, что срок истечет к моменту вступления постановления об административном правонарушении в законную силу и вещи будут непригодны для реализации;

вещи, требующие для сохранения своих товарных и потребительских качеств и обеспечения безопасности специальных температурных режимов или иных условий хранения, соблюдение которых затруднено или издержки по обеспечению которых соизмеримы со стоимостью изъятых вещей.

Так, например, специальным температурным режимам и иным условиям хранения фруктов, выполнение которых необходимо для сохранения товарных и потребительских качеств, посвящен ГОСТ Р 50419-92 (ИСО 2169-81) "Фрукты и овощи. Физические условия хранения в охлаждаемых складских помещениях. Определения понятий и измерения", утвержденный Постановлением Госстандарта России от 02.12.1992 N 1524.

При этом согласно ч. 6 ст. 140 Федерального закона лицо, которому принадлежит закладываемое имущество, при выборе залога имущества в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов направляет в таможенный орган предложение о заключении договора о залоге имущества. Вместе с указанным предложением представляются в двух идентичных экземплярах проект договора о залоге имущества, подписанный и удостоверенный данным лицом в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, и документы, подтверждающие право собственности на предмет залога и его рыночную стоимость, которые могут быть представлены в виде оригиналов или нотариально заверенных копий.

В соответствии с ч. 10 ст. 140 Федерального закона предложение заключить договор о залоге имущества рассматривается таможенным органом в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня поступления данного предложения и прилагаемых документов в таможенный орган.

Согласно ч. 11 ст. 140 Федерального закона в случае заключения договора о залоге имущества таможенный орган выдает залогодателю таможенный приходный ордер.

Частью 12 ст. 140 Федерального закона предусмотрено, что в случае отказа в заключении договора о залоге имущества таможенный орган в срок, установленный ч. 10 настоящей статьи, информирует об этом лицо, предложившее заключить договор о залоге имущества, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.

Таким образом, организация вправе выбрать любой из способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, в том числе залог имущества. При выборе залога имущества в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов таможенным органом будет рассмотрено предложение о заключении договора о залоге имущества в установленном порядке и принято соответствующее решение с учетом сроков годности и условий хранения предмета залога.

В случае избрания в качестве предмета залога имущества партии свежих фруктов с учетом ограниченного срока их годности, а также необходимости соблюдения специальных температурных режимов, иных условий хранения для сохранения товарных и потребительских качеств товара в заключении договора о залоге имущества таможенным органом, по нашему мнению, будет отказано.

П. А.Лесников

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

30.12.2013