Организация осуществляет пассажирские и грузовые авиаперевозки на арендованных воздушных судах. Является ли она плательщиком транспортного налога в отношении этих судов или подлежит освобождению в соответствии с положениями пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ в отношении пассажирских и грузовых судов, находящихся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок?

Ответ: Положениями ст. 357 Налогового кодекса РФ плательщиками транспортного налога признаны лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения согласно ст. 358 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ к объектам налогообложения по транспортному налогу отнесены, в частности, самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предусмотренная п. 1 ст. 33 Воздушного кодекса РФ государственная регистрация гражданских воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном Правилами государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденными Приказом Минтранса России от 02.07.2007 N 85 (далее - Правила Минтранса России), согласно которым гражданские воздушные суда подлежат государственной регистрации на собственника этих судов.

При этом в соответствии с п. 11 Правил Минтранса России для внесения данных о гражданском воздушном судне в названный реестр заявитель должен представить в орган регистрации в том числе документы, подтверждающие право собственности на гражданское воздушное судно. В п. 4 Правил Минтранса России также указано, что этот реестр содержит данные о собственниках гражданских воздушных судов.

С 14.09.2009 вступил в силу Федеральный закон от 14.03.2009 N 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" (далее - Федеральный закон N 31-ФЗ), которым установлена обязательная государственная регистрация прав на воздушные суда, подлежащие государственной регистрации в соответствии с ВК РФ (т. е. в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации).

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона N 31-ФЗ государственная регистрация прав на воздушные суда является единственным доказательством существования зарегистрированного права на воздушное судно. При этом в силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 31-ФЗ права на воздушные суда, возникшие до дня его вступления в силу, и сделки с ними, совершенные до этого момента, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, предусмотренной Федеральным законом N 31-ФЗ.

Таким образом, из совокупности изложенных законодательных норм следует, что до вступления в силу Федерального закона N 31-ФЗ плательщиками транспортного налога по воздушным судам являлись лица, зарегистрированные в качестве их собственников в Государственном реестре гражданских воздушных судов и, соответственно, указанные в этом качестве в свидетельстве о регистрации гражданского воздушного судна. После вступления в силу Федерального закона N 31-ФЗ плательщиками транспортного налога являются собственники воздушных судов, зарегистрировавшие права на них в порядке, установленном указанным Законом (при возникновении (изменении) прав после вступления в силу Федерального закона N 31-ФЗ), а также (в соответствии с положениями ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 31-ФЗ) собственники, права которых на воздушные суда возникли до вступления в силу названного Федерального закона.

Согласно положениям ст. 606 Гражданского кодекса РФ, раскрывающим понятие договора аренды, по договору аренды транспортного средства арендодатель предоставляет арендатору за плату транспортное средство за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

При этом на основании ст. 622 ГК РФ при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю транспортное средство в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Как следует из приведенных норм ГК РФ, арендатор является лицом, лишь временно владеющим и пользующимся (или только временно пользующимся) предоставленным ему арендодателем транспортным средством, и, следовательно, право собственности на арендованное транспортное к арендатору не переходит.

Таким образом, лицо, арендующее транспортные средства (в данном случае - воздушные суда), не является в отношении этих средств плательщиком транспортного налога. Соответственно, положения гл. 28 НК РФ (в том числе нормы п. 1 ст. 358 НК РФ) на это лицо не распространяются.

И. А.Давыдова

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

08.02.2010