ОАО планирует выплачивать своим работникам вознаграждения за рационализаторские предложения в процентах от годового экономического эффекта, ожидаемого к получению за первый год использования рационализаторского предложения в производстве. Обоснованием расходов на выплату вознаграждений за рационализаторские предложения являются

- Положение о системе подачи предложений, разработанное и утвержденное в 2006 г., где оговорены размеры вознаграждений, расчет экономического эффекта и порядок выплаты премии;

- трудовой договор, в котором есть пункт, согласно которому работодатель имеет право поощрять работника за добросовестный труд в соответствии с локальными нормативными актами;

- коллективный договор, в котором указано, что работодатель обязуется в соответствии с действующими Положениями выплачивать премию за достигнутые показатели в работе, за экономию материалов и энергоресурсов, за качество продукции.

Каков порядок учета расходов в виде сумм вознаграждений, выплачиваемых за рационализаторские предложения, при определении налоговой базы по налогу на прибыль, учитывая перечисленные локальные акты ОАО?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 5 февраля 2010 г. N 03-03-06/1/52

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета расходов по выплате вознаграждений работникам для целей налогообложения прибыли и сообщает следующее.

Согласно Методическим рекомендациям по организации и проведению рационализаторской работы на предприятиях Российской Федерации, одобренным совместным Решением Роспатента и Госкомпрома России от 25.06.1996 N 6/7, рационализаторским может быть признано техническое, организационное либо управленческое предложение, являющееся новым и полезным для данного предприятия.

Порядок выплаты вознаграждения за рационализаторское предложение устанавливается предприятием самостоятельно. Согласно п. 14 названных Методических рекомендаций оно может выплачиваться как при его признании рационализаторским, так и при его использовании и получении экономического или иного положительного эффекта.

В соответствии со ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работника в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Пунктом 2 ст. 255 Кодекса предусмотрено, что в состав расходов на оплату труда включаются начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели.

Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Таким образом, суммы вознаграждений авторам рационализаторских предложений и премий могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в составе расходов на оплату труда на основании п. 2 ст. 255 Кодекса.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

05.02.2010