Могут ли полученные налогоплательщиком устные разъяснения работников налогового органа по вопросам применения законодательства о налогах и сборах (подтвержденные записью семинара с участием работника налогового органа либо публикацией в средствах массовой информации интервью работника налогового органа) послужить основанием для освобождения от начисления пеней и привлечения к налоговой ответственности?

Ответ: Принимая во внимание сложившуюся на сегодняшний день арбитражную практику, полученные налогоплательщиком устные разъяснения работников налогового органа по вопросам применения законодательства о налогах и сборах не освобождают налогоплательщика от начисления пеней и привлечения к налоговой ответственности.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно п. 3 ст. 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Пени, как следует из ст. 75 НК РФ, подлежат начислению в случае неисполнения налогоплательщиком (налоговым агентом) обязанности по своевременному внесению в бюджет соответствующих сумм налога; они начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня уплаты налога.

Установление законодателем пеней направлено на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 N 20-П).

В соответствии с п. 8 ст. 75 НК РФ не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа). Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, предоставленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).

Пунктом 1 ст. 108 НК РФ предусмотрено, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.

В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

Как следует из п. 2 ст. 109 НК РФ, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа), признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.

При наличии обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 111 НК РФ, лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 2 ст. 111 НК РФ).

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны, кроме прочего, бесплатно информировать налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.

Регламентом организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденным Приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@ (далее - Регламент), предусмотрено как устное, так и письменное индивидуальное информирование налогоплательщиков (п. п. 4.3.1, 4.3.2 Регламента).

Устные запросы налогоплательщика принимаются по телефону или лично работниками отдела работы с налогоплательщиками, которым предписано принимать все необходимые меры для ответа налогоплательщику.

Ответы на письменные обращения налогоплательщиков должны быть даны в письменной форме в течение 30 календарных дней с даты поступления запроса в налоговый орган от налогоплательщика (лично или по почте). При необходимости срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен заместителем руководителя, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления. Ответ на запрос дается в простой, четкой и понятной форме с указанием Ф. И.О., номера телефона исполнителя.

По мнению арбитражных судов, положения п. 8 ст. 75 и пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ применяются только в отношении письменных разъяснений, данных уполномоченными органами. При отсутствии доказательств, свидетельствующих о том, что налогоплательщик обращался к налоговым органам с письменным запросом о разъяснении порядка исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, оснований для освобождения налогоплательщика от уплаты пеней и привлечения к ответственности не имеется. Ссылка налогоплательщика на нарушение налоговым органом требований НК РФ признается несостоятельной (см. Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2009 по делу N А54-3025/2009-С2).

В Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2009 N 08АП-7780/2009 по делу N А81-3542/2009 судьи отметили, что для целей применения пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ значение имеют только письменные, то есть официально оформленные, документы, содержанием которых и выступают разъяснения должностных лиц соответствующих органов. Разъяснение может содержаться как в документе нормативного характера, включая акты индивидуально-правового характера, так и в письмах, направленных налогоплательщикам.

Устные консультации или мнения, озвученные должностными лицами финансовых и налоговых органов, значения для целей применения пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ не имеют, хотя как форма работы с налогоплательщиками индивидуальное устное информирование (по телефону или лично) предусмотрено Регламентом. Неверные разъяснения должностных лиц налогового органа могут освободить налогоплательщика от пеней и санкций, только если они даны в письменной форме, а из-за неграмотной устной консультации инспектора налогоплательщик не освобождается от уплаты недоимки, пеней и штрафов.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 04.06.2008 по делу N А21-6882/2007 признал необоснованной ссылку налогоплательщика на отсутствие вины в совершении правонарушений и ходатайство о применении положений пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, в связи с тем что налогоплательщик руководствовался устными разъяснениями работников инспекции. Однако суд посчитал, что невыполнение налоговым органом своей обязанности по своевременному информированию налогоплательщика, согласно ст. 32 НК РФ, может послужить смягчающим ответственность обстоятельством (ст. ст. 112, 114 НК РФ).

Таким образом, принимая во внимание сложившуюся арбитражную практику, полученные налогоплательщиком устные разъяснения работников налогового органа по вопросам применения законодательства о налогах и сборах не освобождают налогоплательщика от начисления пеней и привлечения к налоговой ответственности.

М. И.Дедусова

ООО "Юридическая компания

"Налоговая помощь"

27.12.2013