В ходе проверки соблюдения требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" налоговым органом выявлен факт отсутствия оттиска пломбира механика центра технического обслуживания на пломбе ККТ, используемой организацией при осуществлении денежных расчетов. Образует ли указанный факт состав административного правонарушения?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством РФ. При этом контрольно-кассовая техника, применяемая организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями, должна быть:

- зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика;

- исправна, опломбирована в установленном порядке.

Согласно ст. 5 Федерального закона N 54-ФЗ организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти).

Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утверждено Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470.

Согласно п. 10 данного Положения после проверки исправности, замены, ремонта или технического обслуживания контрольно-кассовой техники поставщиком или центром технического обслуживания (далее - ЦТО) на эту технику наклеивается марка-пломба, необратимо разрушающаяся или деформирующаяся при попытке ее удаления или при вскрытии или удалении корпуса контрольно-кассовой техники. Образец марки-пломбы утверждается Министерством промышленности и торговли РФ.

Пунктом 4 Положения о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в Российской Федерации, утвержденного Решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 06.03.1995 (Протокол N 2/18-95), установлено, что налоговые органы:

- ставят и снимают с учета ЦТО в соответствии с решениями органов исполнительной власти субъектов РФ;

- имеют оттиски используемых ЦТО пломбиров и печатей;

- проверяют наличие пломбы на контрольно-кассовой машине, установленной ЦТО.

Права и обязанности ЦТО определены п. 11.2 данного Положения. К ним относятся:

- представление в налоговые органы РФ оттисков используемых ЦТО пломбиров и печатей;

- передача в налоговые органы образцов оттисков клейм для опломбирования контрольно-кассовых машин, а также образцов оттисков штампов и подписей обслуживающих контрольно-кассовые машины механиков.

Статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в качестве административного правонарушения признается неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения.

Пунктом 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" разъяснено, что под неприменением контрольно-кассовой машины следует понимать использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти.

Таким образом, факт отсутствия оттиска пломбира мастера ЦТО свидетельствует о возможности доступа к фискальной (контрольной) памяти, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусматривается ст. 14.5 КоАП РФ. Указанный факт должен быть подтвержден актом проверки и протоколом об административном правонарушении. При этом постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Подобной позиции придерживаются и налоговые органы (например, Письмо УФНС России по г. Москве от 27.02.2006 N 09-24/14651).

Вместе с тем в Постановлениях ФАС Московского округа от 20.12.2006, 21.12.2006 N КА-А40/12397-06 и ФАС Северо-Западного округа от 17.04.2006 по делу N А52-6119/2005/2 указывается, что отсутствие оттиска пломбира мастера ЦТО на пломбе само по себе не доказывает факта несанкционированного доступа к фискальной памяти ККТ, пока не доказан факт неисправности фискальной памяти или наличие нарушений в показаниях ее счетчиков.

Е. Н.Юрова

Референт государственной

гражданской службы РФ

1 класса

03.02.2010