Может ли органом Федерального казначейства исполнительный лист о взыскании денежных средств за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ быть возвращен организации-взыскателю со ссылкой на неуказание в заявлении взыскателя фиксированной суммы, подлежащей взысканию?

Ответ: Органом Федерального казначейства исполнительный лист о взыскании денежных средств за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ не может быть возвращен организации-взыскателю со ссылкой на неуказание в заявлении взыскателя фиксированной суммы, подлежащей взысканию.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ производится в соответствии с БК РФ на основании исполнительных документов (исполнительного листа, судебного приказа) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте РФ, а также в соответствии с установленными законодательством РФ требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Согласно п. 2 ст. 242.1 БК РФ к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном ст. 242.2 БК РФ), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

В силу п. 3 ст. 242.1 БК РФ основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является:

непредставление какого-либо документа, указанного в п. 2 рассматриваемой статьи;

несоответствие документов, указанных в п. п. 1 и 2 рассматриваемой статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ и законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;

представление документов, указанных в п. п. 1 и 2 рассматриваемой статьи, в орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта РФ, финансовый орган муниципального образования), в котором не открыт лицевой счет должника;

нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению;

представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.

Учитывая изложенное, перечень оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является исчерпывающим, приведен в п. 3 ст. 242.1 БК РФ и не содержит такого основания, как неуказание в заявлении взыскателя фиксированной суммы, подлежащей взысканию. Следует отметить, что точная сумма подлежит определению на основании самого исполнительного документа (в данном случае - исполнительного листа).

Следовательно, органом Федерального казначейства исполнительный лист о взыскании денежных средств за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ не может быть возвращен организации-взыскателю со ссылкой на неуказание в заявлении взыскателя фиксированной суммы, подлежащей взысканию.

Правомерность подобных выводов подтверждается судебной практикой.

В Определении ВАС РФ от 14.10.2010 N ВАС-13397/10 суд указал, что в п. 3 ст. 242.1 БК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение. Такое основание, как отсутствие в исполнительном листе фиксированной суммы, подлежащей взысканию, в данном перечне не содержится. Аналогичную позицию занимает суд в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 11.03.2010 N Ф03-1136/2010.

Ю. К.Борисов

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

27.12.2013