ООО применяет УСН (объект налогообложения - доходы минус расходы) и арендует у индивидуального предпринимателя легковой автомобиль по договору аренды автомобиля с экипажем. Правомерно ли уменьшить налогооблагаемую базу на сумму арендных платежей по данному договору при отсутствии соответствующих путевых листов?
Ответ: В соответствии со ст. 632 Гражданского кодекса РФ по договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
При этом на основании ст. 636 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ арендные платежи за арендуемое имущество подлежат учету при исчислении базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы". При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком (п. 1 ст. 252 НК РФ). Перечень документов, необходимых для полного документального подтверждения расходов по аренде транспортного средства с экипажем, налоговым законодательством не установлен.
Согласно п. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" путевой лист - это документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. Исходя из п. 2 Указаний по применению и заполнению форм, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" (далее - Постановление N 78), путевой лист является первичным учетным документом по учету работы легкового автотранспорта и основанием для начисления заработной платы водителю. Кроме того, исходя из формы путевого листа он служит для учета ГСМ, потребленных транспортным средством.
На основании данных положений можно сделать вывод, что путевой лист как первичный документ необходим не арендатору, а арендодателю для подтверждения расходов, связанных с эксплуатацией транспортного средства, и на право арендатора принять арендную плату в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу, влиять не должен. Арендатору путевой лист может понадобиться, если арендная плата определяется расчетным путем в зависимости от определенных условий (например, от расхода ГСМ по арендованному автомобилю).
Тем не менее существует иная позиция налоговых органов по данному вопросу.
Так, в Письме УФНС России по г. Москве от 30.04.2008 N 20-12/041966.1 приводится перечень документов, которых, по мнению представителей налогового ведомства, будет достаточно для подтверждения расходов по аренде транспортного средства с экипажем: договор аренды, акты приемки-передачи, а также иные документы, например:
- приказ руководителя организации о закреплении арендованных автомобилей за сотрудниками;
- заявки на использование арендованных автомобилей;
- копии путевых листов, позволяющих определить регулярность использования, а также маршрут движения арендованных автомобилей и время их использования.
Об обязанности иметь путевые листы для документального подтверждения рассматриваемых расходов разъясняется также в Письме УФНС России по г. Москве от 23.10.2006 N 20-12/92786, в котором говорится о необходимости заполнения путевых листов и товарно-транспортных накладных для признания в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с арендой автотранспортных средств с экипажем у юридических лиц.
Несмотря на отрицательную позицию налоговых органов, судебная практика положительная.
В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 18.01.2008 N А56-15033/2007 указано, что путевой лист является первичным учетным документом по учету работы автотранспортного средства и основанием для начисления зарплаты водителям, которую в данном случае начисляет арендодатель, а не арендатор. По мнению суда, отсутствие путевых листов не препятствует учету в составе налоговых расходов затрат по аренде автотранспорта с экипажем.
В Постановлении ФАС Московского округа от 03.09.2008 N А40-67911/07-129-404 отмечено, что согласно Постановлению N 78 необходимость составления путевых листов предусмотрена для эксплуатирующих организаций, тогда как налогоплательщик является не эксплуатирующей организацией, а получателем услуг.
В Постановлении от 21.08.2008 по делу N А05-9477/2007 ФАС Северо-Западного округа пришел к выводу, что отсутствие путевых листов у заказчика транспортных услуг не опровергает факта получения транспортных услуг и факта документального подтверждения расходов на эти услуги.
На основании вышеизложенного, по нашему мнению, можно сделать вывод, что при аренде транспортного средства с экипажем в случае отсутствия у арендатора путевых листов возможны претензии со стороны налоговых органов. Однако есть большая вероятность оспорить данные претензии в судебном порядке.
С. А.Почкина
ООО "ИК Ю-Софт"
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
02.02.2010