Может ли органом Федерального казначейства исполнительный лист о взыскании денежных средств за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ быть возвращен организации-взыскателю со ссылкой на неуказание в заявлении взыскателя ИНН и КПП взыскателя?

Ответ: Органом Федерального казначейства исполнительный лист о взыскании денежных средств за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ не может быть возвращен организации-взыскателю со ссылкой на неуказание в заявлении взыскателя ИНН и КПП взыскателя.

Обоснование: В силу п. 1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ производится в соответствии с БК РФ на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте РФ, а также в соответствии с установленными законодательством РФ требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Согласно п. 2 ст. 242.1 БК РФ к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном ст. 242.2 БК РФ), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

В силу п. 3 ст. 242.1 БК РФ основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является:

непредставление какого-либо документа, указанного в п. 2 рассматриваемой статьи;

несоответствие документов, указанных в п. п. 1 и 2 рассматриваемой статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ и законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;

представление документов, указанных в п. п. 1 и 2 рассматриваемой статьи, в орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта РФ, финансовый орган муниципального образования), в котором не открыт лицевой счет должника;

нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению;

представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.

Учитывая изложенное, перечень оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является исчерпывающим, приведен в п. 3 ст. 242.1 БК РФ и не содержит такого основания, как отсутствие в заявлении взыскателя ИНН и КПП взыскателя.

Следовательно, органом Федерального казначейства исполнительный лист о взыскании денежных средств за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ не может быть возвращен организации-взыскателю со ссылкой на неуказание в заявлении взыскателя ИНН и КПП взыскателя.

Правомерность данных выводов подтверждается судебной практикой.

В Определении ВАС РФ от 03.02.2011 N ВАС-133/11 суд указал на правомерность позиции нижестоящих судов, которые заключили, что п. 3 ст. 242.1 БК РФ предусматривается исчерпывающий перечень оснований для возврата взыскателю поступивших на исполнение документов (см. также Постановление ФАС Московского округа от 09.11.2010 N КА-А40/13325-10).

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 23.09.2013 N А56-8906/2013 отметил, что по смыслу положений гл. 24.1 БК РФ, предусматривающей исполнение судебных актов за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения не может быть возвращен без исполнения по мотиву неуказания ИНН и КПП организации-взыскателя.

Ю. К.Борисов

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

27.12.2013