Российская организация арендует оборудование для осуществления производственной деятельности у иностранной организации, не осуществляющей деятельность через постоянное представительство в РФ. Должна ли российская организация удержать и перечислить в бюджет налог на прибыль с доходов иностранной организации в виде арендной платы? Какие ставки налога на прибыль следует применять в данном случае?
Ответ: В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 309 Налогового кодекса РФ доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории РФ, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
Согласно п. 3 ст. 309 НК РФ указанные доходы являются объектом налогообложения по налогу независимо от формы, в которой получены такие доходы, в частности, в натуральной форме, путем погашения обязательств, в виде прощения ее долга или зачета требований.
В соответствии с п. 5 ст. 309 НК РФ налоговая база по доходам иностранной организации, подлежащим налогообложению, и сумма налога, удерживаемого с таких доходов, исчисляются в валюте, в которой иностранная организация получает такие доходы.
Согласно п. 2 ст. 284 НК РФ налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, устанавливаются в размере 20% от сдачи движимого имущества в аренду.
В соответствии со ст. 310 НК РФ налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации, при каждой выплате доходов. Сумма налога, удержанного с доходов иностранных организаций, перечисляется налоговым агентом в федеральный бюджет одновременно с выплатой дохода в валюте РФ.
Налоговый агент по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, установленные ст. 289 НК РФ для представления налоговых расчетов, представляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения. Расчет представляется по форме, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (п. 4 ст. 310 НК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 310 НК РФ в случае выплаты налоговым агентом иностранной организации доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) облагаются налогом в Российской Федерации по пониженным ставкам, исчисление и удержание суммы налога с доходов производятся налоговым агентом по соответствующим пониженным ставкам.
Пониженные ставки применяются при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 НК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 312 НК РФ при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения. Указанное подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык.
Как указывается в п. 5.3 разд. II Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных Приказом МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150 (далее - Методические рекомендации), налоговому агенту представляется только одно подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации за каждый календарный год выплаты доходов независимо от количества и регулярности таких выплат, видов выплачиваемых доходов и т. п. При этом в данном документе должен быть указан конкретный период (календарный год), в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание. Указанный период должен соответствовать тому периоду, за который причитаются выплачиваемые иностранной организации доходы.
Минфин России в Письме от 21.08.2008 N 03-08-05/1 также отмечает, что налоговому агенту представляется только одно подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации за каждый календарный год выплаты доходов независимо от количества и регулярности таких выплат, видов выплачиваемых доходов и т. п. В случае, если в выданном документе не указан период, в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание, считается, что такое подтверждение относится к календарному году, в котором выдан данный документ. Аналогичная позиция изложена в Письме УФНС России по г. Москве от 19.05.2009 N 16-15/049833.
Однако относительно периодичности представления подтверждения существует и иная точка зрения. Ее сторонники придерживаются позиции, что ежегодно подтверждать резидентство не нужно. Однако, скорее всего, данную позицию придется отстаивать в суде. Так, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 02.05.2007 по делу N А56-35870/2006 признал несостоятельным довод налогового органа о том, что предусмотренное п. 1 ст. 312 НК РФ подтверждение должно соответствовать тому периоду, в котором выплачивается доход иностранной организации. Нормой п. 1 ст. 312 НК РФ предусмотрено, что подтверждение должно быть представлено иностранной организацией до даты выплаты дохода, а не в каждом налоговом периоде. Аналогичная позиция суда изложена в Постановлении ФАС Поволжского округа от 23.01.2007 по делу N А55-6714/06.
При этом датой представления документа, подтверждающего постоянное местонахождение иностранной организации в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор об избежании двойного налогообложения, считается дата, указанная в данном подтверждении при выдаче уполномоченными органами. Дата осуществления перевода на русский язык не влияет на определение периода, к которому относится данное подтверждение (Письмо Минфина России от 21.07.2009 N 03-08-05).
НК РФ не устанавливает обязательной формы документов, подтверждающих постоянное местопребывание в иностранном государстве.
Из п. 5.3 разд. II Методических рекомендаций, Письма Минфина России от 21.08.2008 N 03-08-05/1 следует, что такими документами могут являться справки по форме, установленной внутренним законодательством иностранного государства, а также справки в произвольной форме. Указанные справки рассматриваются как подтверждающие постоянное местопребывание иностранной организации в случае, если в них содержится следующая или аналогичная по смыслу формулировка:
"Подтверждается, что иностранная организация... (наименование организации)... является (являлась) в течение... (указывается период)... лицом с постоянным местопребыванием в... (указывается государство)... в смысле Соглашения (указывается наименование международного договора) между Российской Федерацией/СССР и (указывается иностранное государство)".
В документах, подтверждающих постоянное местопребывание, проставляются печать (штамп) компетентного (или уполномоченного им) в смысле соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения органа иностранного государства и подпись уполномоченного должностного лица этого органа.
В соответствии со ст. 3 Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Россия присоединилась к Гаагской конвенции с 31.05.1992), единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и в надлежащем случае подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ совершен. Однако проставление апостиля не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренности между двумя или несколькими договаривающимися государствами отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации.
О. В.Егорова
ООО "ЭЛКОД"
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
02.02.2010